Автор vs издатель

Модераторы: ХРуст, Александр Ершов, ВинипегНави, HoKoNi

Re: Автор vs издатель

Сообщение Александр Ершов » 20 окт 2014, 16:03

Отступление второе.
Чем кардинально отличается издательство от литагента?
Если отбросить технологические тонкости, то исключительно финансовыми рисками.
Издатель вкладывает деньги, время и редакционные ресурсы в процесс подготовки книги, ее печать и, last bat not least, реализацию книги.
Агент вкладывает исключительно свое время. Которое, как всем известно, тоже деньги, но несколько абстрактные.
Здесь начинает рулить принципы "как потопаешь, так и полопаешь" и "волка ноги кормят".
И вот тут автору не лишне вспомнить старинную поговорку про люпус эст. А заодно и про воронов с их глазами. :) В том смысле, что ЛЮБЫЕ договора необходимо читать внимательно, даже то, что там напечатано не только "мелким шрифтом" (тм).
Об этом будет ниже, как и о некоторых современных реалиях в части штатного расписания издательств и агентств.
С детства не дают покоя три загадки: Куда идет дождь? В какой тональности свистит рак? Почему "Черный квадрат" Малевича висит вверх ногами?
Аватара пользователя
Александр Ершов

 
Сообщения: 2484
Зарегистрирован: 11 окт 2014, 21:21
Откуда: Истра, Московская область.
Карма: 1557

Re: Автор vs издатель

Сообщение Александр Ершов » 21 окт 2014, 18:31

Сделаем вид, что этап выбора потенциального партнера-издателя уже пройден. Успешно. Как добиться такого результата, лучше разобрать потом, отдельно, вдумчиво. В идеале, на конкретных примерах от авторов, имеющих опубликованные "в бумаге" книги. Сейчас можно только заметить, что универсальных рецептов (как и большинстве случаев вообще любой активной деятельности), не существует. И доля везения присутствует, и лично ваша настойчивость не помешает. Но все это потом, потом.
Итак...
Рукопись/файл отправлен, адресатом получен, одобрен и пора подписывать договор.
На что следует обратить внимание, чтобы в будущем не корить себя за невнимательность и простоватость?
Выше уже давал подсказку: читать внимательно весь текст договора!
Называться он может как угодно: "Издательский договор", "Лицензионный договор" и т.д. и т.п. Типовых шаблонов в тырнете много. Да и получить от почти любого издательства "рыбу" такого договора можно, даже не являясь "настоящим писателем". :)
Это же сейчас самый тренд - "казаться, а не быть". Увы... Отсылаете синопсис (взятый с ближайшего потолка), авторскую аннотацию (где-то рядом высеченную на пыльной побелке), половинку авторского листа текста (особо ленивые могут скачать с СИ у не самого посещаемого местного графомана, чуток меняете названия/имена/топонимы etc. - опаньки, есть что-то, издали и в темноте похожее на АИ/фантбоевик/лавстори из жизни вампиров). В ответ вам пришлют файл с бланком договора.
Личный совет. Никогда не подписывайте его в день получения. Дайте "отлежаться", впечатление от него в своей голове получите достаточно четкое, не помешает показать знакомому бухгалтеру/юристу/коммерсанту. Пока он не подписан сторонами, в нем НЕ проставлены конкретные суммы/даты - пункт о конфиденциальности подобных бумаг НЕ действует. Это только шаблон, заготовка. И, кстати, вы имеет право настаивать на включении/удалении отдельных пунктов в/из данного договора.
Два момента, на которые обязательно необходимо обратить внимание.
1. Общий срок действия договора. И срок, в течение которого издатель ОБЯЗУЕТСЯ выпустить книгу "в бумаге". Первый срок сейчас оговаривается в среднем от трех до пяти лет. (Если больше - это уже повод начать думать.) Второй от полугода до года. То есть, если по истечение года с момента подписания договора издатель не напечатал книгу, у вас появляется законное(!) право предлагать ее другим издателям. Не расторгая (внимание!) уже существующего договора. И оба этих момента (указание сроков, "вольная" на право поиска конкурентного издателя, если второй срок издателем сорван) обязательно должны быть четко прописаны в договоре.
2. В настоящее время очень желательно иметь пункт по обязательствам издателя пресекать появление пиратского электронного контента. Пусть даже с подачи автора: он нашел в Сети пиратов, выложивших текст напечатанной книги, сообщил юристам издателя, те делают предъяву пиратам. Как правило, книгу из свободного доступа оперативно уберут. Пираты тоже умеют считать. Им совсем не нужны "маски-шоу", а крупное издательство вполне может такое устроить любому серверу на территории РФ. Да и мелкое тоже, пусть и не быстро. Подаст официальную жалобу, подойдет конец квартала, киберполиции надо будет красиво подать квартальный отчет... Вот вам и зрелище, с криками "Всем лежать, работает КиберСОБР!" ;)
Это очень беглые рекомендации. В идеале каждый раздел и пункт договора необходимо вдумчиво читать и осмыслить. Пусть он самый что ни на есть типовой.

Промежуточный Пы.Сы. Только не надо думать, что издатель/агент только и прикидывает, как бы ему "обуть" начинающего автора. Любой предприниматель приходит к выводу, что честно работать в итого получается гораздо спокойнее. Но... Если вы позволите, чтобы вас обманули, "кинули", облапошили, то это произойдет с вероятностью почти в 100%. Типа "свободный рынок свободных людей", ога...
С детства не дают покоя три загадки: Куда идет дождь? В какой тональности свистит рак? Почему "Черный квадрат" Малевича висит вверх ногами?
Аватара пользователя
Александр Ершов

 
Сообщения: 2484
Зарегистрирован: 11 окт 2014, 21:21
Откуда: Истра, Московская область.
Карма: 1557

Re: Автор vs издатель

Сообщение Александр Ершов » 22 окт 2014, 11:27

Один из вопросов, которые волнуют авторов - каков гонорар, есть ли нормы/квоты/лимиты на них?
Слишком много факторов влияют на размер гонорара, сроки выплаты, наличие/отсутствие аванса.
В последнее время почти во всех издательствах принято выплачивать роялти. Хотя с определением, даваемым в вики, авторский гонорар не всегда сходится по всем признакам. Ну название им понравилось, вот и назвали. ;) Суть от этого не меняется. Роялти в авторском договоре - это фиксированный процент от оптовой(!) цены издательства за 1 экземпляр, выплачиваемый автору. То есть в приложениях к договору должна быть указана эта самая оптовая цена и общий тираж. При допечатке следует новая выплата.
Не так давно можно было встретить договора с фиксированной суммой за экземпляр. От трех до 10 рублей. Тут все зависит от вашей известности, того потенциала, который издатель увидит в вашем произведении.
Если брать температуру в среднем по больнице, то автору платят сегодня 10% от оптовой цены книги.
Естественно, бывают гонорары и больше, чем указано выше. Но, сами понимаете, платят их не каждому.
Авансы сейчас становятся редкостью, даже для известных авторов. Как правило, выплата производится по истечение двух-трех месяцев после выхода книги из типографии. Но эта выплата НЕ зависит от продаж.
Автору это выгодно. Издателю, само собой, не очень. Его риски получить на складе залежи неликвидов выше (но если он сам печатает фигню, которую не раскупают даже с лотков "Все по 30 рублей", то кто ему доктор?).

Генеральный директор ведущего российского издательства ЭКСМО, господин Новиков, пообещал изменить такую практику:

"Новиков — Если автор издается тиражом 1 млн экземпляров в год, то он может рассчитывать примерно на 20% стоимости своих книг. Средняя цена книги в твердом переплете сейчас $4. Получается, автор может получить в год и $1 млн. Хотя таких авторов, которые издаются тиражом 1 млн экземпляров, около 10 во всей стране. И платят авторам с выпуска, а не с продаж. Они заинтересованы в большом тираже, а потом остатки копятся на складах. Это ненормальная ситуация — издатель вынужден платить огромный аванс за непроданный товар.
Кор. — Учитывая такую высокую зависимость от авторов, не боитесь ли вы, что кто-то из писателей, издающихся в АСТ, не захочет работать с «Эксмо»? Тем более что договоренности с авторами по большей части неформальная вещь.
Новиков — Такие риски есть. Хотя рациональных причин уходить я тут не вижу. Но в целом я считаю, что авансы должны быть сопоставимы с объемом продаж, которых издательство способно достичь. В «Эксмо» мы уже начинаем оформлять новые договоры с авторами, по которым роялти рассчитываются исходя не из выпуска, а из фактических продаж.
Кор. — Фактически это означает, что гонорары снизятся?
Новиков. — Хотелось бы связать уровень гонораров с уровнем продаж."

http://www.vedomosti.ru/library/news/21 ... c?full#cut
Почитайте, полезная статья. С одним уточнением - каждый абзац необходимо разбирать досконально.
С детства не дают покоя три загадки: Куда идет дождь? В какой тональности свистит рак? Почему "Черный квадрат" Малевича висит вверх ногами?
Аватара пользователя
Александр Ершов

 
Сообщения: 2484
Зарегистрирован: 11 окт 2014, 21:21
Откуда: Истра, Московская область.
Карма: 1557

Re: Автор vs издатель

Сообщение Александр Ершов » 22 окт 2014, 13:14

А теперь вернемся немного назад, и поговорим... о грустном.
Ваша рукопись принята, договор подписан, началась работа по подготовке книги к печати.
В не так уж и давние времена процесс выглядел примерно так:
- файл в редакции, его вычитывает редактор. По уму, так не один, если в тексте есть технические, исторические, научные заморочки. Слону понятно, что литредактор не может быть энциклопедистом (иначе он работал бы совсем в другой области и получал бы совсем другие деньги). Нужны консультанты. По штатному расписанию они как бы есть. И корректоры есть, и верстальщики, художники. Кого только нет в штатном расписании... Но вернемся к процессу.
- первая вычитка редактором, потом корректором, возврат файла автору с замечаниями, правками, пожеланиями и рекомендациями. Согласование ТЗ на обложку.
- снова все уезжает в издательство. Иные книги подобный круговорот совершали раз десять.
- в дело вступает верстальщик, заливая текст в макет. Тонкости рассматривать не будем, но там своих заморочек выше крыши. И желательно все их утрясти с положительным результатом.
По итогам всей этой тягомотины и согласований файл уходит в типографию.*
Через какое-то время автор получает свой, положенный по договору авторский экземпляр. И с гордостью ставит его на полку.

Красивая картинка? Еще бы.
Только в действительности дело происходит гораздо прозаичней. Текст ушел, потом вернулся к автору в виде готовой книги, которую иной раз стыдно знакомым в руки дать. Столько там опечаток, небрежностей верстки, а на обложку к ночи ближе лучше не смотреть, чтобы кошмары по ночам не мучали...
Причина банальна. Нет грамотных специалистов, способных подготовить книгу к печати. И с каждым днем их все меньше и меньше.
Тут наблюдается некий парадокс. Дефициту грамотных кадров больше подвержены крупные издательства. В чем дело? Вроде они как раз могут себе позволить быть разборчивыми при подборе специалистов, создать им лучшие условия для работы, от микроклимата в офисе, до разных финансовых бонусов.
А давайте просто посчитаем. Вспомним таблицу в начале ветки:
1 Эксмо 9015.
За 2013 год ЭКСМО выпустило более девяти тысяч книг и брошюр! По словам директора издательства (см. ссылку выше), доля худлита в этом объеме около половины. Пусть их было всего(!) четыре тысячи. Любой хороший литредактор скажет вам, что книгу объемом в 10 авторских листов качественно отредактировать (один заход, без корректора!) можно, в лучшем случае, за 5-7 рабочих дней. Не отвлекаясь вообще ни на что, по 8 рабочих часов день заниматься только этой книгой. Щедро накинем 50 рабочих недель в году (это при нашей-то любви к праздникам? :) ). Грубо говоря, 50 книг по 10 алок в год на одного литреда. 4000:50=80 редакторов. Вроде цифра не такая и кошмарная, да? И временно закрываем глаза на оставшиеся 5000 наименований, которые, даже если это все поголовно брошюры по 24 странички о вреде сахара, некоторого редакторского надзора требуют. Плюс 80 корректоров (только на худлит). С верстальщиками (если они хорошие) чуть проще. Есть готовый макет серии, куда заливается текст. Работнику надо выловить огрехи, которые достаточно легко заметить (опять же, если есть опыт и желание). То есть их требуется (в теории) меньше, скажем, человек сорок. Уже 200 рабочих мест занято. А куда девать дядей, тетей, племянников зятя/тещи/свояка, которые в издательском деле не рубят от слова совсем, но пристроить их куда-то надо? Сами понимаете, вопрос чисто риторический. В результате на выходе имеем то, что имеем... Откровенная халтура (в полиграфическом смысле) на прилавке. Про содержание отдельный разговор, тоже не из веселых.
В качестве примера наплевательского подхода к допечатной подготовке, можно привести вторую книгу Бушков из цикла о Свароге, "Летающие острова". У меня есть два экземпляра. Первый - продукция старой "Азбуки" издательского дома "Нева" из Питера, доптираж 1996 года. Второй - 2011 года, "Олма Медиа Групп", Москва. Авторские опечатки, которые были в старом издании, в точности сохранились в новом! До буквы, до запятой!


* - сейчас исключен один из этапом допечатной подготовки, а именно вывод пленок-диапозитивов, с которых делались формы для печати. Внимание, вопрос. Если технология упростилась, из процесса исключаются временные и ресурсные затраты, то себестоимость конечного продукта снизилась? Ага, как же. Индейская изба по имени фигвам, а не снижение себестоимости. Надо же в расходы вписать "мертвых душ", принятых в штат издательства/типографии/склада. По родственному, по доброте душевной... Если вы думаете, что это голословное заявление, то зря. Не так давно узнал о "великом достижении" одного нового издательства, работающего исключительно с электронными книгами, т.е. не производящем ничего материального (ну, кроме бумаг, в виде договоров и входящих-исходящих писем). Директор торжественно рапортовал, что у них в штате теперь есть специалист по логистике! В результате все привлеченные сторонние работники (а таких большинство в составе того издательства) вынуждены отправлять бумажные письма не в один адрес, а в два - кроме директора, еще и логисту. Убедительная победа человеческого разума над здравым смыслом, Андрей Феликсович Величко такую мысль в своих книгах высказывает, а кто-то успешно превращает сказку в быль в реале...
С детства не дают покоя три загадки: Куда идет дождь? В какой тональности свистит рак? Почему "Черный квадрат" Малевича висит вверх ногами?
Аватара пользователя
Александр Ершов

 
Сообщения: 2484
Зарегистрирован: 11 окт 2014, 21:21
Откуда: Истра, Московская область.
Карма: 1557

Re: Автор vs издатель

Сообщение Александр Ершов » 23 окт 2014, 10:44

Почему пост выше получился в такой минорной интонации? И зачем он вообще нужен?
Как напоминание авторам, начинающим и уже состоявшимся, что сейчас наступает время: "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Твердо рассчитывать на редакторскую обработку ваших текстов в последнее время слегка наивно.
Или вы заранее согласны на выход книги с кучей огрехов, или учитесь писать грамотно. Как вариант - ищите среди своих читателей-почитателей людей, хорошо владеющих русским литературным языком, обладающих хорошим стилем, имеющих свободное время для редактуры ваших произведений.

В целом современная политика издательств (в части жанров, наиболее интересных нам всем) представляется, на мой взгляд, сугубо провальной, тупиковой. Снижать тиражи, наращивая ассортимент названий... Тут или нещадная эксплуатация уже известных авторов (самостоятельно, или "литнегры" под их именем), штампующих по книге в месяц, или привлечение новичков, с непредсказуемым качеством продукции. Именно продукции, серийного ширпотреба, а не литературных произведений. А потом со скорбным видом жаловаться на снижение читательского интереса...
С детства не дают покоя три загадки: Куда идет дождь? В какой тональности свистит рак? Почему "Черный квадрат" Малевича висит вверх ногами?
Аватара пользователя
Александр Ершов

 
Сообщения: 2484
Зарегистрирован: 11 окт 2014, 21:21
Откуда: Истра, Московская область.
Карма: 1557

Re: Автор vs издатель

Сообщение Александр Ершов » 24 окт 2014, 03:54

Давайте на время отвлечемся от грустного. Ведь не может в книготорговом-издательском бизнесе все быть так беспросветно? Да и сами издатели, особенно владельцы крупных фирм, совсем не торопятся отдавать их в чужие руки, чтобы самим на покое писать мемуары о бурных девяностых, сравнивая себя с американскими железнодорожными баронами-разбойниками 40-х - 60-х 19 века. Причем сравнение будет более чем справедливое. Но это так, к слову пришлось...
Не первый год в тырнете затеваются кампании (разной степени интенсивности) по "искоренению и усечению" "прокладок" в традиционной схеме автор-издатель-продавец-читатель. По мнению самых радикально настроенных новаторов в данной цепочке два средних звена категорически излишни. По их мнению, между автором и читателем-покупателем не должно быть вообще ни единого посредника.
В девяностые наблюдалась подобная движуха, но там ставка делалась на мини-типографии, должные занять место современных офисных МФУ, но слегка заточенных именно как типографский терминал для каждой квартиры каждого читателя. Купил такой потребитель(!) файл от автора и самостоятельно изготовил книгу в любом формате, любого дизайна, в единственном экземпляре, для себя, любимого. В данной версии "бегства от посредников" весь гемор по верстке, редактуре, иллюстрированию должен был лечь на читателя-заказчика. Автор только пишет текст и продает его всем желающим. "И по земле будут бегать свободные люди и кони..." (тм) Как водится, ВНЕЗАПНО (тм) оказалось, что мини-типографии в чем-то похожи на сомоодевающуюся обувь профессора Выбегалло. Далеко не всем по карману, требуют грамотного обслуживания, расходников, да и просто место в квартире занимают... Потенциальные потребители тоже как-то не проявили энтузиазма, особенно в части освоения навыков редакторов, верстальщиков, художников-дизайнеров. Идея сдулась, тихонько отползла в сторонку и улеглась в засаде, ждать лучших времен. Кто знает, может и дождется...
Но не таковы энтузиасты-реформаторы, чтобы легко сдаваться под давлением каких-то там традиций, устаревших технологий и объективных сложностей бытия. Как водится, все самое передовое идет к нам с Запада. Они же там все из себя продвинутые и вообще альтруисты-меценаты, один Сорос чего стоит, ога...
Давние традиции пиара и самопиара, беззастенчивое выпячивание единичных оборотистых любителей, в результате личной удачливости и настойчивости ставших крутыми профи в своих областях. Или просто везунчиками, над которыми пролился золотой дождь, причем мелкой монетой, но из множества не самых глубоких карманов. Рекламные буклеты почему-то скромно умалчивают от тысячах пролетевших/прогоревших, испытавших себя на одном поле с чудо-везунчиками. Но тут нет ничего, чтобы отличало писательско-издательский труд от любой другой области бизнеса. Типа, рынок. Он сам все по местам расставит и отвесит объективно-справедливо.
Отодвинем на время в сторону е-книги, рассмотрим вопрос самофинансирования авторов. Если по их, по-западному, то краудфандинг. Для продолжения предметного разговора рекомендую почитать в вики, что это за зверь, и с чем его едят. Затея, в целом, интересная и полезная, хотя не без вопросов к владельцам платформ.*

* - Как водится, не обходится без курьезов. Один из проектов, собирающих средства через российскую краудфандинговую платформу, назвал своей целью, не более и не менее, как:
"Документальный фильм о Вещем Олеге
Документальные фильмы Проект в городе Москва, Россия от автора Михаил Задорнов".
Силен господин Задорнов. Втихаря создал машину времени, съемочной группе будет весьма познавательно пообщаться с нашими далекими предками. :D
С детства не дают покоя три загадки: Куда идет дождь? В какой тональности свистит рак? Почему "Черный квадрат" Малевича висит вверх ногами?
Аватара пользователя
Александр Ершов

 
Сообщения: 2484
Зарегистрирован: 11 окт 2014, 21:21
Откуда: Истра, Московская область.
Карма: 1557

Re: Автор vs издатель

Сообщение Инодин Николай » 24 окт 2014, 06:19

Имею некоторый опыт общения с ИД "Ленинград". Неоднозначный. О положительном: договоры на передачу прав и издание присылают быстро, подписывают достаточно оперативно. Теперь о грустном: редактура и корректировка по принципу "сделай сам", напечатали на полгода позже, чем декларировалось изначально, и это единственный пункт договора, который издательство выполнило по настоящее время. Высылать авторские экземпляры им невыносимо трудно, вот если бы автор сам в Питер приехал... И никаких действий против пиратов, даже если информация о сайте сообщается главреду напрямую. О выплате роялти - классическое испанское "манана". Мой вывод для себя - больше не хочу. Проще самому на Флибусте текст выложить (или на СИ, что, впрочем, одно и то же) , результат тот же, но читателю обойдётся дешевле.
Инодин Николай

 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 12 окт 2014, 11:57
Откуда: Минск
Карма: 2457

Re: Автор vs издатель

Сообщение Дядя Саша » 24 окт 2014, 12:36

Лично для меня, в плане книгоиздания, слова Питер не существует в принципе.
Чем хуже там, тем лучше нам. (с) Грустный русофил
Мир, где люди не играют с котами, обречён на застой и тоску.
Аватара пользователя
Дядя Саша

 
Сообщения: 4552
Зарегистрирован: 08 окт 2014, 20:14
Карма: 13458

Re: Автор vs издатель

Сообщение Александр Ершов » 24 окт 2014, 18:09

Угу, ИД "Ленинград" имеет сложившуюся репутацию не слишком надежного партнера, особенно в части оплаты авторской работы. Они упорно работали над именно такой репутацией, с чем их и можно поздравить.
Но, на мой взгляд, вопрос с авторским вознаграждением стоит несколько шире. Особенно в свете последних новаций, озвученных господином Новиковым. Оплата гонораров после реализации - для издателей весьма выгодно. Но тут есть нюанс.Ведь автор свою часть работы уже выполнил (согласно пунктам договора) в тот момент, который обозначен в Акте приема-сдачи материала. И он НЕ подписывался отвечать за финансовые риски издательства, это не его область деятельности.

Но вернемся к возможности издать книгу самостоятельно, собрав средства через краудфандинг-платформу.
Экстремисты из числа сторонников ликвидации института "посредников", куда они относят издателей и книготорговцев, предлагают автору взвалить на себя абсолютно все обязанности по написанию, допечатной подготовке, и, самое главное, реализации готовой книги. Хотелось бы спросить таких "энтузазистов", а они пробовали заменить собой ЖКХ, торговлю продовольственными товарами, портных/сапожников, автосервис, автозавод, нефте- или газодобывающий комплекс, медиков? Зачем платить сантехнику, если вы можете сами заменить стояк? Там всего-то нужен газосварочный аппарат, трубы нужного диаметра и качества, запорная арматура, ну еще разные мелочи, которые и упоминать не стоит, если следовать логике подобных новаторов.
Пусть они считают меня ретроградом и консерватором, но правило "кесарю кесарево, а слесарю слесарево" смотрится гораздо рациональнее на фоне их "нанореволюций"...

Поэтому сбор средств на самостоятельное издание должен подразумевать, что часть из них пойдет не только на оплату работы типографии, но и на финансирование редактора, верстальщика, художника, аренду транспорта для вывоза готового тиража (если его вес превышает возможности вашего личного автомобиля по грузоподъемности). А вы предусмотрели, как будете реализовывать тираж в пару-тройку тысяч экземпляров? Поверьте, это не самая простая задача, чтобы оставлять ее на "авось".
С детства не дают покоя три загадки: Куда идет дождь? В какой тональности свистит рак? Почему "Черный квадрат" Малевича висит вверх ногами?
Аватара пользователя
Александр Ершов

 
Сообщения: 2484
Зарегистрирован: 11 окт 2014, 21:21
Откуда: Истра, Московская область.
Карма: 1557

Re: Автор vs издатель

Сообщение Александр Ершов » 25 окт 2014, 15:47

"В августе 2013 года в российской столице было 206 магазинов, в которых 50-60% торговой площади отведено под книги, что составляет один магазин на 55 тыс. жителей и в десять раз меньше европейских показателей: в ЕС один книжный магазин приходится на 5-6 тысяч жителей."
http://www.bookind.ru/categories/market/1691/
Статья из журнала "Книжная индустрия".
Это что, очередной сюрприз от статистики? Что тут считали?
Сравнивают весь ЕС и книготорговлю Москвы? А если РФ посчитать? Три с половиной тысячи книжных на всю страну. 140 миллионов населения делим на это число, получаем 1 магазин на 400 000 человек. Упс...
И еще из области печальных приколов. В Рф, по данным статистики, чуть больше семи тысяч полиграфических предприятий. В два раза больше, чем книжных магазинов... Понятно, что большинство из них помещается в одной комнате, если не вообще ксерокс числится полиграфическим оборудованием, но все же.
С детства не дают покоя три загадки: Куда идет дождь? В какой тональности свистит рак? Почему "Черный квадрат" Малевича висит вверх ногами?
Аватара пользователя
Александр Ершов

 
Сообщения: 2484
Зарегистрирован: 11 окт 2014, 21:21
Откуда: Истра, Московская область.
Карма: 1557

Пред.След.

Вернуться в Мастерская начинающего автора

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2