Из материалов особого присутствия Его императорского величества канцелярии.
«…Создания оные, Барсэгами именуемые, следует полагать полезными делу нашему и, учитывая сие, тако же и впредь поступать. Не чинить вреда им самим и людям, кои их безбедное существование обеспечивают. Ибо, не вдаваясь в рассуждения, кои следует производить лишь людям, поболее прочих в том сведущим, можно и нужно отметить лишь тот факт, что от сотрудничества с ними ни единого недоброго дела не учинилось. Напротив, многие и многие свидетельства сказывают о том, что сии твари бессловесные к человеку правильному и честному завсегда расположение особое имеют, всячески ему пособляя и от иных опасностей, в меру сил своих, оберегая…
Оставляя потомкам нашим возможность определения происхождения сих тварей, предостерегаем особливо от того, чтобы кто-либо пробовал их воле своей непреклонной подчинить и по разумению своему использовать. Ибо таковые попытки предпринимались не единожды и никаких положительных результатов не возымели. И способствовали лишь тому, что в час урочный, человек, таковую попытку предпринявший, оставался один на один с силами злыми, завсегда роду человеческому враждебными.
Не уповая, однако, лишь на помощь оных «Барсэгов», отметить следует, что даже и со стороны Священного Синода одобрение таковому сотрудничеству высказано было. По вполне понятным каждому грамотному человеку причинам, сие одобрение, разумеется, явно и вслух не озвучивалось – дабы не смущать умы неокрепшие, ко всяким превратным толкованиям склонные. Никакая помощь со стороны тварей неразумных, не исключает того, что каждый, кто место своё не из одного лишь тщеславия занимает, обязан в делах служебных уповать прежде всего на должное исполнение обязанностей своих, исполнение приказов вышестоящего руководства, да на Божий промысел. И в таком разе, всякое посильное содействие с чьей угодно стороны лишь на благое дело воспоследует…»
Выдержка из письма заместителя начальника ИНО НКВД
«… При сём направляю вам несколько крайне прелюбопытных документов, которые были нам любезно предоставлены бывшим полковником Генерального Штаба Иловайским П.Ф..
Согласившись на сотрудничество, он передал нам часть служебного архива Генерального Штаба, который, по неизвестным Иловайскому причинам, сохранялся до настоящего времени в тайном месте, известном лишь нескольким особо доверенным сотрудникам данного подразделения.
При изучении архива и были обнаружены эти папки, имеющие на титульном листе штамп «Дело категории А 5».
До сего момента, указанный шифр ранее нам не встречался, хотя отдельные упоминания о нём иногда проскальзывали в воспоминаниях некоторых сотрудников ГШ. По общему мнению, данное обозначение относилось к делам контрразведки. Косвенным подтверждением этому может послужить тот факт, что, ранее обнаруженные документы с шифром «А 2» и «А 3» - в настоящее время переданы по принадлежности – и именно в контрразведку. Ибо имеют к ней явное и непосредственное отношение.
При внимательном рассмотрении прилагаемых документов, у сотрудника, который этим занимался, возникло множество вопросов, на которые (ввиду недостатка соответствующего профильного образования) он ответа найти не смог.
Поэтому, настоятельно вас прошу обеспечить тщательное изучение передаваемых материалов специалистами должной квалификации.
В ходе этого прошу вас ответить на следующие вопросы:
1) Имеют ли изложенные в документах факты какое-либо подтверждение из иных источников?
2) Насколько реальными могут быть события, которые описаны в данных бумагах?
3) Известно ли вам что-либо о таковых событиях и явлениях за рубежом?
4) Следует ли нам рассматривать эти бумаги как дезинформацию, или к ним нужно отнестись со всей серьёзностью?
Разумеется, мы были бы вам признательны, если бы ваши сотрудники провели бы максимально тщательное исследование указанных фактов – в том числе, и в областях, которых наше внимание (по тем или иным причинам) не затрагивает…»