Stprapor писал(а):"Вороги не могли прилететь по воздуху, а подняться по реке незамеченными мимо княжеских погостов… дело вельми неблагодарное...
Сочетание "
княжеский погост" не совсем корректно. Тем более во множественном числе.
Погост - селение в Д.Р.(8-10в.) Название даже не самого селения, а центральной площади в нём, где проводились сходы/вече, ярмарки, празднования. Где могла стояла корчма. Называть и само поселение погостом - не является ошибкой.
С 10-11 в. вводится как центр административного управления, с наличием назначенного управляющего - "княжнего боярича". (Как в наше время - районный центр). Куда периодически и приезжал князь или назначенные им люди для сборов налога (оброка/дани).
С 14-15 в. теряет своё былое значение и начинает означать церковь с кладбищем, но не повсеместно.
Немного о реках.
На пограничных реках, важных тропах, строились в узких местах засеки, ставили заставы, где дежурили дружинники.
Малые же реки в княжествах, даже судоходные, но не очень широкие, порой перегораживались 1-2 плавающими мостами ( несколько связанных между собой плотов из брёвен 1,5-2 метров длиной) для перехода населения на другой берег - для заготовки сена, прохода охотников, перегонялась скотина. Как правило, берега большинства небольших рек разные - один высокий, где и стояло поселение и низкий, где пасли скотину и занимались земледелием. В случае прохода лодей - с одного берега отвязывали верёвки и мост (или пару "звеньев") опускали по течению. Позже - поднимали (вытягивали) обратно. Зачастую, для пропусков судов, требовали оплату, что было незаконно и каралось нещадно.
Такого типа мосты, даже без использования тросов и скоб, до сих пор есть на некоторых (бывших судоходных) реках Ленинградской, Вологодской, Новгородской обл. И встречаешь такие переправы, бывает, через каждые 5-7 км водного пути, а то и парные...
(У меня есть фотографии таких "мостов" у старинных, нередко заброшенных деревень, сделанные во время полевых этнографических экспедиций).
Где живут люди - всё обновляется, а чаще всё - чёрное гнилое от влаги и времени...
Stprapor писал(а):Тогда надо так:
"- Чудны дела твои, господи… - тихо вздохнул кто-то позади. – Дожили! За котом по лесу ходить будем! "
Спорно, что в начале 11 века среди дружинников князя мог найтись столь верующий человек с великолепной памятью, что б запомнить вырванную фразу из Откровения Иоанна Богослова:
и поя́ху пѣ́снь Моисе́а раба́ Бо́жiя и пѣ́снь а́гнчу, глаго́люще:
ве́лiя и ди́вна дѣла́ твоя́, Го́споди Бо́же Вседержи́телю: пра́ведни и и́стинни путiе́ твои́, Царю́ святы́хъ…
Тогда церковь только-только начинала поход на завоевания умов и душ людей. Крестилась знать, да и то не вся. Обычные крестьяне, рядовые дружинники ходили в церкви редко - напомню, что ранее в храм нельзя было прийти с пустыми руками. Ты должен был хоть что-то, но пожертвовать. Это было ПРАВИЛО, но не всякий мог себе это позволить.
А до 11/средины 12 веков в народе вообще было двоеверие, когда исключительно для вида или получения каких-либо благ, человек ходил в церковь, но при этом почитал языческих богов. (Свентовит, Сварог, Перун, Рарог и множество других. Были и родовые боги-хранители)
Первоназванный - бог войны и победы, покровитель воинов. Его или Сварога и мог, скорее всего, упомянуть дружинник, но никак не...