Последняя транзакция второй части.
Транзакция пятнадцатая
Губернаторы на заседания Думы заглядывают нечасто. Нет, конечно, в государственной бывают регулярно, хотя бы на Совет Федерации, практически из одних губернаторов и состоящий.
А вот уже в областной – пореже. Сильно пореже! Честно говоря, только по большим праздникам. Для Думы, конечно, праздникам. Приедет его областное сиятельство, облагодетельствует депутатов приветственной речью страниц на несколько, поздравит с очередной годовщиной пуска первого трамвая в Тьмутараканской области, благожелательно выслушает бурные и продолжительные аплодисменты и отправится по своим сиятельным делам, даже не вспомнив, что вроде как не законодательная власть должна исполнительной униженно кланяться, а с точностью до наоборот: чиновнику следует исполнять наказы народных избранников. Потому как их наказы по Конституции называются законами. Но это так, мелочи, не заслуживающие внимания.
Но чтобы губернатор заехал в Думу городскую! Да еще не столицы области, а какого-нибудь Мухосранска?! Отродясь такого не бывало! Если только в другой эпохе и иной реальности, словом, в фантастическом романе, написанном человеком, полностью оторванным от окружающего мира.
А вот свершилось! Добралось-таки высшее областное начальство до Мухосранска и почтило своим присутствием первое заседание городской Думы нового созыва. А ведь пришлось болезному поднапрячься, планы на ходу менять, подстраиваться под быстро меняющуюся в городке обстановку. Первый раз – когда выборы закончились самым неожиданным образом, и вместо уважаемых (а главное – совершенно ручных) людей эти сдвинутые мухосранцы навыбирали невесть кого, одно название партии чего стоит! Второй – когда предизбиркома, жестокий и неумолимый Тамерлан, вроде лет десять, как угомонившийся, объявил официальные результаты к вечеру следующего после голосования дня, хотя звонили ему, просили… Не сам губернатор, конечно, люди попроще, но тоже достойные. Самому звонить – многовато чести для старого маразматика. Да и пошлет ведь! Мэр и спикер, тем более бывшие, и посланные проживут, а губернатору имидж терять невместно… А третий, когда эта самая Дума назначила первое заседание на второй день после выходки Барласова. Не дожидаясь решения мэра или старого спикера, решением большинства депутатов. Кто же знал, когда вносили этот пункт, что его кто-то будет использовать! Так что губернатору пришлось в третий раз менять планы. Бегали и напрягались, само собой, помощники и референты, но и Самого подобная суета раздражала. Можно было, конечно, плюнуть и не поехать: барин к холопам не ходит. Но… Уж больно легко эти самые «холопы» добиваются того, чего в принципе невозможно достичь. Стоит самолично прояснить обстановку, взглянуть своими глазами, тем более, проигрыш правящей партии, да еще и разгромный, даже в одном городе – ЧП то еще, придется докладывать наверх, а что – даже в голову не приходит. А заодно показать этим молокососам, кто в области хозяин.
Однако всё пошло наперекосяк с самого начала. Точно выверенное опоздание (пусть посидят, подождут, проникнутся значительностью высокопоставленного гостя) не сработало: Дума начала работу, не дожидаясь высокого начальства, и к прибытию губернатора успела разобраться с полномочиями депутатов и выбрать председателя и замов. То есть, стандартная повестка дня была исчерпана. Вот только сами депутаты так не считали и продолжали работать. Впрочем, на появление гостя отреагировали: немного похлопали и предоставили слово для приветствия.
Однако губернатор отказался. Иван Николаевич Меркушин был слишком опытным политиком, чтобы не почуять, что тщательно заготовленная речь окажется не к месту, и выставлять себя дураком не собирался. Тем паче, не такой реакции на своё появление он ожидал. Нет, конечно, не поклонов холопских барину, те манеры только в мечтах остались, но хотя бы отношение школьников к директору школы или, на худой конец, учителю. Образование Иван Николаевич получил педагогическое и, хотя не отработал по специальности ни одного дня, реакцию детей на появление в классе взрослого представлял. И чувствовал: Хоть и молоды собравшиеся, а не воспринимают его как учителя или старшего товарища. Только полное безразличие: мол, зашел человек послушать, пусть слушает и не вмешивается. Будет мешать – попросим вон!
Пока свежеизбранный председатель собирался перейти к следующему вопросу, губернатор окинул взглядом зал. Детский сад! Ну хорошо, первый курс института! Сопляк на сопляке и сопляком погоняет! Даже одеться не могли соответственно положению. Слава богу, хоть председатель в костюме. И вон та девушка в черно-белом вполне соответствует. Еще кое-кто. Но остальные… Крохотная пигалица в форме, недавно введенной в области коллегией адвокатов (говорят, инициатива исходила отсюда, из Мухосранска). Оборванка в кожаной жилетке с полосатой прической: прядь зеленая, прядь фиолетовая! Широкополая шляпа сброшена на спину! Это российская глубинка или Дикий Запад?! Двухметровый детина в камуфляже с лычками сержанта и синим беретом под левым погоном! Лейтенант полиции, тоже здоровенный тип. Популярна у депутатов форменная одежда. Постарше всего трое: Борька Гринблат (пролез-таки, пройдоха) и двое незнакомых, видимо лидеры партий не сочли нужным занимать роли статистов в столь странной компании. Присутствует и Жилкин, но какой-то пришибленный, похоже, молодежь успела обломать мэра. Руководитель аппарата тоже здесь, лицо, словно лимонов объелся.
Тем временем председатель озвучил вопрос, и губернатор перестал разглядывать аудиторию.
- Мы обещали избирателям, - произнес мальчишка, - что в случае нашей победы депутаты не будут получать зарплату. Поскольку мы здесь, пришло время выполнять обещания. Проект постановления сейчас у всех на столах, поэтому не будем терять время на его зачитывание. Вопросы есть?
- Я категорически против! – вскочил с места Гринблат. – Депутаты – такие же люди, как все остальные! Как можно заставлять людей работать бесплатно?!
- Вас никто не заставляет работать, Борислав Ефимович, - спокойно парировал председатель. – Не хотите, не работайте. Колхоз – дело добровольное.
- Но мы же должны кормить семьи, - поддержал Гринблата коренастый широкоплечий мужчина лет сорока. – Вам, молодым, проще. А у меня дети…
- Семьи кормить, безусловно, надо, Евгений Петрович, - согласился председатель. – Работать на заводе или в фирме и кормить семьи. А если остается время и силы – тогда уже идти в Думу.
- А помощники, - взвизгнул Гринблат. – Я же просто не успею один везде!
- Если Вам нужны помощники, наймите их за свой счет, - мальчишка был сама любезность.
- В конце концов, есть КЗоТ!
- С точки зрения закона всё правильно, - председатель пожал плечами. – Впрочем, можно спросить юриста. Катенька?
- Я тебе не Катенька, а депутат городской Думы! - вскинулась девчушка в адвокатской форме и перевела взгляд на Гринблата. – Вам с номерами статей или коротко?
- Не надо, - буркнул Борислав.
- Еще есть вопросы?
- Позвольте, - губернатор взглянул на подсунутую референтом бумажку, - Алексей Владимирович. Поскольку я не читал обсуждаемый документ, нельзя ли вкратце изложить его суть?
- Конечно, Иван Николаевич, - повернулся к нему Зонтов. – По нашему мнению, в депутаты должны идти люди, которым важно процветание нашего города, а не наполнение собственного кармана. Плюс эти люди должны хоть чего-то добиться в жизни. Согласитесь, если человек не в состоянии прокормить себя, как он прокормит целый город? А потому, мы решили, что депутаты Думы в зарплате не нуждаются. И с момента, когда мы примем данный документ, зарплата депутатам, а так же им помощникам, начисляться и, соответственно, выплачиваться не будет.
- Начинаете преобразования с себя? – улыбка у Меркушина вышла слегка вымученной.
- Так точно, - а у Зонтова – искренней и радостной. – Больше вопросов нет? Голосуем. Напоминаю, надо не руку поднимать, а давить на кнопочку.
На электронном табло за спиной председателя замелькали цифры.
- Двадцать девять «за», два «против», один – «воздержался», - зачитала и так видный всем результат девушка в черно-белом. – Решение принято.
Гринблат, не сказав ни слова, встал и покинул помещение, громко хлопнув дверью на прощание.
- Я тоже бесплатно работать не буду, - поднялся коренастый. – Заявление сейчас напишу.
Взгляды присутствующих скрестились на пожилом мужчине в светло-бежевом костюме.
- А я, пожалуй, останусь, - усмехнулся тот. – Хочу посмотреть, что из этого выйдет. Главный враг пенсионера – скука, а с вами, похоже, и вправду не соскучишься.
- Надо понимать, «Единую Россию» мы потеряли, - хмыкнула фиолетово-зеленая оборванка.
- Не Тань, - пробасил десантник. - Станислав Алексеевич как раз из «Единой». Потеряли мы «Справедливую».
- Это хорошо, - съехидничала девушка. – При комсомоле должен быть кто-то из партии.
Зонтов нажал на кнопку колокольчика:
- Господа депутаты, кончаем хохмить и переходим к следующему вопросу. Предлагается изменить структуру работы Думы. Существующая совершенно неэффективна…
Дальнейшее заседание напоминало Меркушину производственное совещание. Конкретно - утреннюю «летучку». Вопросы, в основном, организационные, были проработаны заранее (когда успели?) и решались в считанные минуты. А «распределение портфелей» вообще свелось к нарезке задач и назначению ответственных по направлениям. Работу органа законодательной власти новые депутаты переделывали немилосердно, хотя, похоже, толково. Но Иван Николаевич слушал лишь краем уха. В голове крутилась фраза, брошенная разноцветной Таней: «При комсомоле должен быть кто-то из партии». Именно!!! Партия власти не проиграла выборы, а уступила место младшим товарищам, передовому отряду современной молодежи. В городе проводится уникальный эксперимент. Естественно, при полной поддержке лично губернатора. Где же его ставить, эксперименты всегда в мухосрансках проводятся, мухосрански не жалко. Вот так и надо докладывать наверх. Пройдет на ура, президент – человек смелый, увлекающийся, одобрит. Малость пожурит за скрытность, и только. А дальше… Когда эти идеалисты столкнутся с реальной жизнью и сядут в лужу, аккуратненько отправим их в отставку и вернем своих людей. Ну не вышло с омоложением власти… Сильно за это не бьют! А если вдруг у сопляков получится сделать образцово-показательный город… Иван Николаевич аж задохнулся от перспектив. И кому достанутся все плюшки – понятно, уж обвести наивных молокососов он сумеет. Впрочем, что-нибудь надо будет деткам подкинуть на мороженое.
Даже когда малолетние кандидаты меняли состав комиссии по выборам мэра, Меркушин не вмешался. Работой с действующим главой губернатор был доволен, но, в конце концов, Жилкин не важен, можно и сдать. В свете новой идеи с комсомольцами надо дружить. А этот Зонтов кажется разумным парнем…
Потому свою речь Иван Николаевич свел к дежурному поздравлению депутатов с началом работы, отдельно подчеркнув эффективность сегодняшнего заседания и радость от того факта, что молодежь берется за столь ответственную работу, а после заседания ласково взял Зонтова под локоток и максимально доброжелательным голосом произнес:
- Алексей Владимирович, не уделите ли старику немного Вашего драгоценного времени?