Очень интересная статья! Благодарю! Предупреждаю - я "не в теме". Но что-то подобное (кризис в книгопечатании) предполагал, когда в настоящее время при походе в книжный чувствуешь себя как на минном поле - красочная обложка и захватывающая аннотация не есть гарантированный результат качественной покупки. С интернетом еще хуже (всё-таки надежда на разборчивость профессиональных издателей еще не совсем умерла). Найти достойное - жемчужина в навозной куче. Впрочем, вопрос о пословице "Хозяин - барин"! Я знаю одно продолжение: "хочет - живет, а захочет - удавится". Но на опыте знаю, что общепринятые сокращения имеют разные продолжения. Если нетрудно - Ваш вариант?
"Собака - друг человека, а критик - враг человека, хотя тоже СОБАКА." Неизбалованный читатель.
На самом деле ситуация в книгоиздании гораздо печальнее. И дело не в пресловутом кризисе снижения продаж. С нелегкой руки издателей идет затоваривание шлаком.
"Поскольку на оставленный в соседнем топике адрес (-) 1. приходит, в основном, всякая ерунда, я решил немного помочь авторам, предложив им для реализации востребованные нашим издательством сюжеты. Я принимаю не только готовые произведения, но и заявки на их написание. Итак: Для серии «Военно-историческая фантастика»: Цикл VIP-«попаданцы» (условно): «Попаданцы» в Жукова (становится Верховным главнокомандующим, вместо Сталина. Тот – председатель ГКО); Рокоссовского (переиграть танковое сражение июня 1941 года в треугольнике Луцк-Ровно-Броды); Кирпоноса (предотвратить окружение Юго-западного фронта); Катукова; Ворошилова (деблокировать Ленинград); Судоплатова; Аббакумова; Берию; 2. Василия Сталина (реализован Валерием Большаковым); Якова Джугашвили (предотвращение плена или побег из лагеря); 2. Власова (реализован Игорем Карде), Кожедуба (несмотря на запрет, лично воюет против американцев в Корее; сбитые над Берлином «Мустанги» – «Это в счет будущей войны!»); Мехлиса (Отменить Крымскую катасторофу); Ротмистрова (Переиграть Прохоровское сражение); Октябрьского (Провести нормальную эвакуацию Севастополя); Рычагова (Переиграть потери ВВС РККА в июне 1941 года); Поликарпова; Королева (Космическая война СССР против США в 1960-х годах - спутник с пулеметом, советский «челнок», «звездные войны», запрет спутникам пролетать над территорией СССР); Гагарина (Аналогично Королеву); Роммеля (разгром англичан в Африке, прорыв к Суэцкому канал и персидской нефти, отказ от «Барбароссы», сохранение союза со Сталиным и совместный десант на Британские острова), Гудериана (устранение Гитлера, сепаратный мир со Сталиным). Цикл "Напарник героя" (условно): Ведомый Покрышкина (Сбить Хартмана и др.), наводчик Лавриненко (Сжигает танк Кариуса), напарник Зайцева, торпедист Лунина (топит «Тирпиц»), штурман Маринеско, зенитчик с "Марата" (спасает линкор «Марат», сбивает Руделя), охранник (офицер штаба) Ватутина (спасает Ватутина от бандеровцев) 2. «Попаданец» штурмует Берлин (реализовано Олегом Таругиным). Цикл «Военно-учетная специальность» (условно): Танкист Снайпер Морпех Огнеметчик Для серии «В вихре времен»: "Попаданец" в князя Руса, Рюрика, Вещий Олег, князь Игорь, княгиня Ольга (заявка от Свидерской), Святослав, Владимир Святой, Юрий Всеволодович (Батыево нашествие), Дмитрий Донской (спасение Москвы от Тохтамыша), Иван Грозный Вопросы, заявки, предложения?" (с) А.Махров
"dima-klm написал(а): А вот почему до сих пор нет попаданцев в Петра III, я ни как не пойму? А.Махров: Вы, видимо, только вчера выписались из санатория, находящегося в глухой тайге без связи с внешним миром? Про попаданца в Петра Третьего наше издательство выпустило пенталогию 2.Германа Романова: 1 - "Попаданец" на троне. Бунтовщиков на фонарь! 2 - Самодержавный попаданец. Петр Освободитель 3 - Царский блицкриг. Боже, «попаданца» храни! 4 - Переход Суворова через Гималаи. Чудо-богатыри «попаданца» 5 - Лондон должен быть разрушен. Русский десант в Англию" (с) А.Махров
1. Якобы нигде не работающий "ответственный редактор" кляузы А.Махров еще в 2014 выложил на ВВВ такие требования к авторам. И сам признал, что присылают откровенную ерунду. Но... 2. Смотрим, что кляуза издала в рамках своих требований. Сказать, что это отстой - слишком польстить авторам и редакции. Это уже из серии "дна нет!"
И ведь этот список, по мнению редакции, до сих пор якобы актуален для читателей... Ладно, на вкус и цвет, как говорится... На СИ, Литресе, ЛЭ, "Ц", Продамане и т.д. и не такая фигня лежит, продается и вызывает восторги у хомячков и домохозяек. То есть издатели целенаправленно приучают покупателей хавать откровенное дерьмо. А потом удивляются, почему склады затарены неликвидами...
С детства не дают покоя три загадки: Куда идет дождь? В какой тональности свистит рак? Почему "Черный квадрат" Малевича висит вверх ногами?
Всё справедливо, Сан Саныч. По поводу складов, затаренных неликвидами, добавлю: издатели вольны считать читателя кем угодно, хоть тупейшим сущестом, которое бездумно потребляет любую дрянь, но на самом деле читатель в массе своей до тошноты уже наелся однообразной, похожей друг на друга, макулатуры, и перешел к тактике игнора этого вала бумажного шлака. Плюс к тому, вот тут пресловутые сетования издателей "Во всём виноваты пираты!" отчасти справедливы: все прекрасно знают, рано или поздно эти книги по-любому появятся на бесплатных ресурсах вроде "флибусты", и нет никакой надобности покупать это в бумаге. Откровенно говоря, такие книги и в электронном формате не то, что читать, а и качать-то лень, но на вкус и цвет фломастеры разные.
Нет повести печальнее на свете, Чем... нет, не про Ромео и Джульетту, И даже не про спирт без закуси, А сага про мышей и кактусы. (В. Тимофеев)
На современном этапе развития социума (во как завернул! Хотя книгоиздание и книготорговлю ни в коем случае не следует относить к малозначащим нюансам в формировании будущего, в котором будут жить наши дети и внуки, ИМХО!) имеет место быть "углубление и ускорение" (тм) двух негативных тенденций. 1. "Литература существует для развлечения" (тм). Хотя я в свое время сдавал курсовую по предмету "История книгоиздания и книжной торговли", но с тех пор прошло больше сорока лет, поэтому не поручусь, что во времена рукописных папирусов уже существовало деление литературы на тексты для хомячков и для людей, умеющих думать самостоятельно. Но уж точно, что с момента появления печатных машин такое деление возникло. И оно как бы оправдывало низкое качество большинства текстов. Типа фигня, пейзанин посмотрит картинки, увидит несколько знакомых букв, и будет ему щастЕ... Одновременно появлялись книги для "элиты". Хотя что-то сомневаюсь, что фрейлины королевы Испании зачитывались трудами Леонардо, а не рыцарскими романчиками. "Эти ваши тырнеты" (тм) на порядки увеличили возможность графоманов бомбить читателей своими шЫдеврами. А издатели делают все возможное, чтобы никто не ушел с лишним рублем в кармане. И на каждом углу трындят, что от развлекательной литературы не требуется не то что внутренней логики, но даже элементарной грамотности. Чуть внимательней почитать посты и блоги разных "гуру", состоящих в штатах издательств, колесящих по стране с семинарами/вебинарами и прочей хренью, и сразу замечаешь, как они стараются закомпостировать мозги читателю: "Лишь бы было весело, и ни о чем не надо думать!" (с) 2. "Несите нам ваши деньги, и мы сделаем вас успешным коммерческим автором!" Тут, думаю, особых пояснений не требуется. Достаточно внимательно почитать новые редакции договоров на бумагу и условия публикации е-формата на раскручиваемых монстрами книгоиздания сетевых площадках...
С детства не дают покоя три загадки: Куда идет дождь? В какой тональности свистит рак? Почему "Черный квадрат" Малевича висит вверх ногами?
Сижу и читаю в интернете интервью с серьёзными писателями. Относительно будущих перспектив писательского дела в России, да и самой этой профессии в целом. Сразу скажу - всё изложенное является моим личным мнением, которое я ни с кем не согласовывал и не обсуждал. Ни разу не претендую на авторитетность и прочие атрибуты, ибо не считаю себя величиной, на мнение которой кто-либо обязан обращать внимание.
Итак, как написано в Интернете, писать ныне стало невыгодно и какой-либо существенной материальной пользы это не приносит. Как считают авторы - это произошло по нескольким причинам. Среди которых, в частности, политика ведущих издательств и исключительно потребительское отношение к писателям со стороны читателей. С чем-то я, возможно, и соглашусь, а с чем-то и нет. По порядку. Политика издательств. Снижение тиражей, урезание гонораров и затягивание срока выплаты. Да, всё это имеет место быть. Тираж в 20 000, да что там! И в 10 000 - мечта почти недостижимая для большинства известных, давно пишущих авторов. Забудьте, этого уже никогда не произойдёт. Естественно, всевозможным МТА ("молодым талантливым авторам") и на это надеяться не стоит ни при каких обстоятельствах. Горько их всех "обламывать", но ни на какие перспективы "дальнейшего, плодотворного сотрудничества" им рассчитывать не стоит. Ребята, вы, как ни обидно это сознавать, не более чем расходный материал для этих издательств. Наиболее распространённая политика книгоиздания - это массовый выпуск наскоро сляпанных поделок на тему известных сюжетов зарубежных (и некоторых отечественных) авторов. Тех, которые хорошо узнаваемы и "могут быть быстро проданы". "Быстро проданы". Вот главный критерий выпуска любой книги. И не стоит тешить себя иллюзией, что труд, над которым вы корпели 2-3 года, будет кем-либо оценен и замечен. Не будет. Ибо ценить некому и замечать некогда. Потому, к сожалению, что уровень мастерства большинства работников небольших издательств упал ниже плинтуса. Там попросту некому качественно работать. Как вам нравиться выпускающий или ответственный редактор на фрилансе? А ведь это - повседневность, такое уже давно практикуется. Канули в небытие и грамотные редакторы, корректоры и профессиональные художники - невыгодно, проще вчерашних студентов набрать. И почаще их менять… Никакой рекламы каких-либо авторов (кроме крупных, давно раскрученных фабрик по изготовлению текстов) никто уже не проводит - дорого! Это крупный проект, в который когда-то давно вложили нехилые бабки бросить жалко, да и невыгодно. Ведь эти небольшие книжки, выходящие с регулярностью в два-три месяца, приносят постоянный доход - как такое бросить? Поэтому, рассчитывать на какой-либо результат, вы можете только в том случае, если у вас УЖЕ есть готовая серия из трех-пяти книг. Тогда - да, это МОЖЕТ вызвать какой-то к вам интерес. Сразу скажу - не слишком-то и большой. Ибо этот "секрет" давно уже известен многим, и конкурентов у вас будет предостаточно. Если вы пишете по одной книге в год - этот интерес усохнет сразу в несколько раз. Вы не можете писать БЫСТРО - это уже сразу исключает вас из списка тех, на ком можно зарабатывать постоянно, и не сильно при этом напрягаясь. Если ваша книга объемом более 15 авторских листов (600 000 знаков) и не может быть легко порезана надвое (чтобы выпустить две книги, вместо одной) - тоже не ожидайте особой благосклонности. Исходя из того, что книга в 7 авторских листов и в 15 продаются со склада практически по одной цене, возня с большим текстом себя не оправдывает экономически. Если ваш текст оригинален и не похож ни на кого из знаменитостей - забросьте это дело сразу. Ибо менеджер по продажам (а именно он сейчас главная фигура в любом издательстве) не сможет вас грамотно "подать". "Молодой Джордж Мартин", "Начинающая Джоан Роулинг", "Российский Стивен Кинг" - если про вашу книгу нельзя сказать что-либо подобное - так и вовсе не скажут ничего. Проще сразу выкинуть ваш текст в корзину. Ибо при массовом издании низкокачественной литературы никто и не станет утруждать себя чтением именно вашей книги, чтобы написать правильную и грамотную рецензию. Я уж молчу про обложку - это вообще слезы…
Обложки - слёзы и мучения автора! Сколько лет я бился с неведомыми "мастерами", которые их клепали. Что только на них не рисовалось! И текущая вверх из раны кровь, и кроссовки на ногах солдата времен Отечественной войны… всё было. Впервые со мной стали советоваться по всем вариантам обложки только тогда, когда мои книги стали выходить непосредственно в ЭКСМО. Уф-ф-ф-ф! Кирпич с души. С моей. А у многих он так там и остался лежать. Что поделать, в ЭКСМО не так уж много хороших художников, на всех не хватает. И, увы, им приходиться хлебать это полной ложкой. Пожелания автора в плане обложки и рецензии традиционно никому не интересны - менеджер по продажам лучше знает, что надо там написать и нарисовать, чтобы книгу быстрее бы хапнули. Соответствует это содержанию книги или нет - тоже никому не интересно. Что потом скажут обманутые читатели - ему фиолетово, ибо книга продана, стало быть, задание выполнено. А ведь придирчивый читатель фамилию автора запомнит… и в следующий раз его книгу и в руки не возьмёт. Здесь можно задать вопрос - как с этим воевать? Никак. Ибо, подписанный договор зачастую и не предусматривает процедуры согласования автором таких "мелочей". Я уж молчу про вычитку гранок - вообще не помню такой процедуры. Хорошо, если хоть сверстанный текст пришлют, хотя и это делают далеко не со всеми авторами. По факту вы вообще можете не узнать, когда выйдет ваша книга - об этом тоже никто вас уведомлять не обязан. "И всё-то у вас так!". Ага. Вы чего-то иного хотели? С бодуна ли? Капитализм на дворе! Всё решают деньги! Менеджеру поставлена задача, и он её исполняет. Читать текст ему попросту некогда… Вот в том-то и беда, что издательства вынуждены зарабатывать деньги - наши с вами книги стали обычным товаром. И как всякий товар его стараются продать подороже. Не вышло дороже? Качество не того? Что ж, продадим больше серой низкокачественной писанины - тоже, между прочим, выход… И, наконец, наступило то, к чему мы все (и авторы тоже - это ведь ваши книги стали товаром? Таким же, как еда или памперсы - разница только в товарном коде.) так доблестно спешили… На этот рынок пришли те, кто реально умет там работать. Я имею в виду - на рынке, не в книгоиздании. Т.е - большой бизнес пришёл. В отличие от наших издательств, которые вынуждены экономить на всём (что не всегда плюс), большой бизнес имеет серьёзную финансовую подушку. Он может не спешить - угроза неминуемого разорения над ним не висит, есть прочие направления работы, которые приносят им деньги. Демпинговать - тоже может. В отличие от тех, кто всю жизнь печатал книги, а потом переквалифицировался в бизнесмена, большой бизнес занимался совсем другим. Он учился работать на рынке. И научился. Раз уж мы поставили во главу угла не грамотного редактора, а менеджера по продажам, то вопрос в появлении крупных акул бизнеса на книжном поприще встал во весь рост. И все попытки их отогнать успехом не увенчались. У нас очень не хотели появления на рынке Амазона - громадной конторы, которой по зубам схавать чуть ли не весь наш книжный рынок. Он пришёл. И не один - тут вам и эппловская книжная лавка и гугловская… Их реально больше, и они, даже в одиночку, тупо богаче всех наших издательств, вместе взятых. Могло бы помочь государство - но у него своих забот выше крыши. Не поможет, некогда ему.
Государственной политики в области книгоиздания нет. И не слышно, чтобы этим вообще хоть кто-то там занимался. "Кошка бросила котят…" Дальше сами можете дописать.
Да, пока все забугорные гости не печатают книг. Им это не надо - они на электронных продажах живут. Там, где все наши площадки проигрывают в чистую. По всем статьям. Тут, ясен пень, надо и пиратам "большое спасибо" сказать. Ибо текст, который пришёл в издательство, для выкладки его на тот же Литрес, появляется на пиратских сайтах гораздо раньше, чем в магазине. И кто после этого купит книгу на Литресе? Я уж вовсе молчу за печатную книгу - она и стоит-то дороже.
Посетители пиратских сайтов ничего не покупают.
Странное дело, но я что-то не припоминаю, когда на эти сайты утекали тексты с Эппл-стора… Так что не стоит ожидать больших благ от продажи собственных книг в наших магазинах. Тем паче, что и тут вездесущие менеджеры подсуетились, усложнив процесс получения автором денег за электронные книги до невозможности. За три года продажи моих книг через издательство, я получил меньше, чем получаю сейчас за квартал. Всего-то и дел - надо было поручить эту работу СВОЕМУ агенту, а не ждать милости от неведомого менеджера.
Здесь, полагаю, от меня все ждут какого-то рецепта - как выйти из создавшегося положения? Тем более, что сейчас стало модным выступать со всевозможными мастер-классами и лекциями, обучая начинающих авторов нелёгкому писательскому мастерству.
Обломаю всех - у меня такого рецепта нет. Ибо в создавшейся ситуации начинающему писателю (не "молодому талантливому автору") практически невозможно в одиночку пробиться к заслуженной славе. А помощников… их до смешного мало. Почти и нет. Грамотных литагентов я могу сосчитать по пальцам одной руки. На всю страну. А издательствам - не до вас, с вашими запросами и проблемами. Им бы самим выжить… Рынок, мать его! И даже традиционное напутствие - "не можете не писать - пишите!", здесь не прозвучит.
Не пишите.
"Я не хочу быть повар-скороварка в стандартный отель!"(с) - Артур Хейли, "Отель". И я тоже не хочу стать "серийным писателем-скороделом", наспех ваяющим очередной "коммерс" (с) об очередных попаданцах. Вы хотите? Не смею мешать…
Чем хуже там, тем лучше нам. (с) Грустный русофил Мир, где люди не играют с котами, обречён на застой и тоску.
Вот что подумалось после прочтения постов в этой теме, от меня, читателя и того самого Молодого Талантливого Автора, которые упоминаются: на самом-то деле один из шагов по вытаскиванию отечественного книгоиздата из того положения, в котором он оказался, лежит на поверхности, он очевиден.
Авторы, чьи книги пылятся в витринах книжных магазинов и на складах издательств — вы писать лучше не пробовали? Читатель наелся уже вала однообразных текстов с разных сетевых площадок, чтобы потратить деньги (не такие уж маленькие) на бумажную книгу, она должна чем-то выделяться из остальных. Нет-нет, я понимаю, на вкус и цвет все книги разные, но есть же принципы, общие для всех жанров, поджанров и т. п. Грамотное изложение, стиль, идея, запоминающиеся герои, грамотно построенный сюжет, финал… Тогда книгу купят, даже если прочитали ее перед этим в сети. А зачем мне лично тратить кровные три сотни на какую-нибудь «вишневую эльфийку», или очередного, тысячустопятисотого попаданца на ВОВ, если при первом же взгляде на ознакомительный фрагмент, становится ясно, что это еще один безлико-картонный попаданец, ничем не отличающийся от своих собратьев? И сюжет в таких книгах уныл, скучен и предсказуем с первых же страниц. Такого добра у пиратов, а то и просто в бесплатном доступе, на ресурсах типа «Самиздата» и «Лит-эры» - мегабайты, жизни не хватит, чтобы перелопатить. А в бумаге продукцию такого же, если не хуже, качества, покупать зачем? Авторы, сделайте хотя бы так, чтобы ваше произведение отличалось от творения собратов по перу. Но нет — гонят вал похожего друг на друга однообразного чтива, которое издатель радостно издает. И выходят на прилавки магакадемки с едва проглядывающей "детективной интригой», приправленные несмешным юмором, или, применительно к «мальчуковой» (назвать «мужской» не поворачивается язык) фантастике - спецназовцы-попаданцы на ВОВ , сильномогучие маги, и внезапно покрутевшие офисные клерки, как на подбор пытающиеся изобразить юмор – совершенно бессмысленный салат из множества жанров, можно заталкивать в любую серию, как издателю в голову взбредет. И все это – при потрясающем убожестве текста. Про стиль уже и не говорю, нет его там, сюжета нет, сюжетные линии провисают, как попало – это еще полбеды. Авторы, подгоняемые издателем, даже промежуточные финалы выводить разучились! Книга может запросто оборваться на пустом месте, и это издают! "А чо такого?" В следующей книге цикла всё будет. Нет, я понимаю – издателю нынче нужна не книга, ему нужна серия книг, поэтому и приходится авторам выдавать в год по три-четыре книги. Где уж тут о стиле, обоснуе и тем более, образах героев думать… Издатель требует! Ага. Издатель послезавтра может потребовать, чтобы все авторы, у которых книги плохо продаются, пошли и повесились (гонорары платить не придется, а новых набрать не проблема, авторов нынче много…). И что, все пойдут веревку и мыло искать? Так может быть, издателям и авторам стоит хоть немного головой подумать? Издающимся авторам – хоть немного поработать над качеством текста, а издателям – сильно и много над качеством издаваемого, чтобы это издаваемое захотелось хотя бы в руки взять в магазине, не говоря о том, чтобы купить. Эх, мечты, мечты…
Нет повести печальнее на свете, Чем... нет, не про Ромео и Джульетту, И даже не про спирт без закуси, А сага про мышей и кактусы. (В. Тимофеев)
Римма писал(а):Так может быть, издателям и авторам стоит хоть немного головой подумать?
Зачем им это надо делать? Кризис ведь начался даже не в момент, когда книги искусственно поделили на "развлекательные" и "серьезные". Много лет назад кто-то первый сделал аккуратный вброс: "Книги точно такой же товар, как и все остальное на "свободном" рынке". И толпы последователей не уставали это "нести в массы". Результат мы расхлебываем сейчас...
С детства не дают покоя три загадки: Куда идет дождь? В какой тональности свистит рак? Почему "Черный квадрат" Малевича висит вверх ногами?
Александр Ершов писал(а):Зачем им это надо делать?
Потому что даже у амеб в момент опасности включается инстинкт самосохранения. Или Вы думаете, он у них уже атрофировался, осталось только стремление к славе у одних и наживы - у других? Тогда "Господь, жги, тут уже ничего не исправить!"
Нет повести печальнее на свете, Чем... нет, не про Ромео и Джульетту, И даже не про спирт без закуси, А сага про мышей и кактусы. (В. Тимофеев)
Но ведь можно найти и положительные моменты в современной ситуации. Что пикантно, для этого нет необходимости долго копать. Все давно лежит на поверхности, да и юзается многими авторами вполне успешно. Убираются лишние посредники, берущие себе большую часть заработанного автором. Вот только за что? Залить вордовский файл в давно имеющийся шаблон макета серийной книги - дело нескольких секунд. И не факт, что верстальщик хоть что-то еще сделает. Корректор? А кто это такой?! Если вы писали самостоятельно, без вычитки здесь, или на ВВВ, то почти с гарантией в 100% текст пойдет в печать в комплекте с опечатками и ошибками. Слишком хлопотно и накладно заниматься вычиткой, если, по новым правилам, бюджет "дочек" под строжайшим контролем "мамы". И "дочка" получит свою долю прибыли от удачно проданной книги только через год. Кто-то делает свой сайт для продажи собственных книг. Кто-то идет на "Ц", Продаман, ЛЭ, остальные Ридеро... А "обычные" издатели остаются на обочине, в прогаре. И есть в этом определенная справедливость...
С детства не дают покоя три загадки: Куда идет дождь? В какой тональности свистит рак? Почему "Черный квадрат" Малевича висит вверх ногами?