Морской бой описан так лихо, что вызывает смутные сомнения. "Варяг" в бою при Чемульпо, получив за час боя 3 8" снаряда с "Асамы" и 6-7 6" снарядов потерял 23 человека убитыми и 60-70 ранеными. "Онслоу" в т.н. "новогоднем бою", получив 3 8" снаряда с "Хиппера", потерял 45 человек убитыми и ранеными.
Дядя Саша писал(а):Осколки пробили ему ноги, слегка зацепили плечо - но он был в сознании и мог пока всё видеть своими глазами. Кроме него наверху не осталось ни одного живого человека - странное везение, однако!
На мостике и вообще в надстройке эсминца находится значительная часть экипажа, так что "ни одного живого человека" кроме капитана - по-моему уж больно невероятное везение. Случаи, конечно, разные бывают, но обычно раненых больше, чем убитых. С другой стороны, у капитана не было времени осмотреть тела и удостовериться в смерти. Может, урезать осетра? Сказать что-то вроде "Из всех, находившихся на мостике, лишь он остался на ногах и в сознании"? Или как-то объяснить, скажем, что капитан стоял крайним и большинство осколков досталось другим морякам и стойкам с аппаратурой?
Кстати, в бою находящиеся на мостике обязаны быть в касках. Картинка в тему:
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:US_Navy_070413-N-5253W-002_Ensign_Michael_Miller_%28left%29_stands_the_Officer_of_the_Deck_watch_on_the_bridge_of_the_Arleigh_Burke-class_guided-missile_destroyer_USS_Lassen_%28DDG_82%29.jpgИ ещё один нюанс - снаряды видно на радаре.
Цитата в тему (из книги Поупа "Новогодний бой"):
«На разрывы!»
«Машинное отделение сообщает о повреждениях…»
«Лево 10. Курс ноль-шесть-ноль».
«Снаряды идут… подходят… ближе…»
Оператор радара прожил еще какие-то доли секунды, хотя вряд ли успел осознать, что снаряды падают прямо на него.
Позади мостика прогремел ужасный взрыв. Пятый снаряд залпа под углом 10° к траверзу проскочил над 25-футовым катером и врезался в верхнюю кромку трубы. Он вспорол трубу сверху донизу. Ударная волна пошла вниз по трубе, открыв заслонки кожуха котла и выбив предохранительный клапан, который сразу начал травить пар высокого давления. Пар тут же пошел вверх, расплываясь над кораблем каким-то диковинным плюмажем.
Осколки изрешетили трубу, и она стала напоминать перечницу. Сотни острых, словно бритва, кусочков стали полетели вперед, пронизав обе рубки радаров. Оператор был убит на месте. Часть осколков перерезала антенны, изрешетила КДП, ударила по задней части мостика. Наблюдатель правого борта погиб. Один осколок, отразившись от антенны артиллерийского радара на крыше КДП, ударил Шербрука в лицо.
Хотя люди на мостике едва не оглохли от взрыва и ужасного свиста струи пара, они продолжали выполнять свои обязанности. Да, корабль получил попадание. Да, стоны смертельно раненного сигнальщика били по нервам, но они были обязаны увести корабль от новых снарядов. Вайатт впился взглядом в компас.
«Лево 10. Курс…»
Через несколько мгновений Мерчент услышал, точнее, ощутил, что справа от него кто-то тихо охнул. Он обернулся и увидел, что лицо Шербрука превратилось в кровавую маску. Вайатт, поняв, что корабль получил попадание где-то позади мостика, обернулся и увидел Уилсона, стоящего в КДП. Артиллерист что-то кричал. Потом он посмотрел вперед и увидел, что его шинель забрызгана кровью. Сначала штурман решил, что он ранен, но потом он увидел Шербрука.
Прежде чем кто-либо успел броситься на помощь капитану, прогремели еще два взрыва, на которые наложился грохот выстрелов. В носовой части эсминца мелькнула двойная вспышка, которая показала, что еще два снаряда «Хиппера» попали в цель. Почти немедленно перед мостиком взвилось пламя. Загорелись кордитовые заряды, которые превратили полубак в настоящий ад.
Шербрук («Было трудно понять,как он вообще что-то видит и говорит», — писал позднее Вайатт) понял, что следующее попадание может стать роковым для «Онслоу». В любом случае эсминцу следовало немедленно повернуть и снизить скорость, чтобы ветер не раздувал пожары.
«Право на борт, штурман. Поставьте дымзавесу и уменьшите скорость до 15 узлов».
Мерчент немедленно нажал кнопку «Дымовая завеса», а Вайатт крикнул в переговорную трубу: «Право 10, снизить обороты до 15 узлов».
// Технические подробности: главный калибр "Хиппера" - 8", в точности как у "утюга". Описываемый взрыв фактически воздушный - от удара о трубу. Оно, конечно, находившихся на мостике частично закрыли собой конструкции корабля - КДП, рубка радара и т.п, но всё же - из пяти человек на мостике трое остались на ногах, причем двое - невредимые.
Фотография - последствия того самого попадания:
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:HMS_Onslow_%28G17%29#/media/File:The_funnel_and_bridge_area_of_the_destroyer_HMS_Onslow_%286105339207%29.jpgДанные о пушках "Хиппера" и их снарядах:
http://www.navweaps.com/Weapons/WNGER_8-60_skc34.htm. Если предельно кратко - общий вес снаряда 122 кг, взрывчатки в нём от 2.3 кг (бронебойный) до 9 кг (самый фугасный из фугасных).