Цинни писал(а):Волею судьбы я попала в литературные и окололитературные круги раньше, нежели научилась самостоятельно мыслить. И, разумеется, хватала те идейки, которые имели наиболее привлекательную упаковку, сиречь форму выражения мысли. Были тут и эстетско-безнадежное «ах, стихи сейчас никто не читает!», и умно звучащее «вся современная художественная литература – это компиляция ранее уже кем-то сказанного», и кликушеские завывания об искренности и исповедальности (но всегда почему-то на заданную тему), и… да всего и не упомнишь. Но чаще всего высказывалась мысль: писателей-де становится все больше и больше, а читателей – все меньше и меньше. Ну и далее: современное поколение не хочет читать! Или смягченный вариант: современному поколению только чтиво подавай, высокохудожественные книги никому не нужны!
Мне льстило, что я – читающий представитель нечитающего поколения. И я с радостью включалась в охоту на ведьм, едва возникала такая возможность.
Но став обладательницей филологического образования и пригоршни собственных мыслей, скорректировала свою картину мира. Основательно так скорректировала. И, приходя в виртуальные литературные сообщества, только вздыхаю при встрече с очередными: «стихи читают только те, кто сам их пишет!», «вся современная литература – это мэрисьюизм!», «бумажная книга умирает!» и наконец – о, да, венец печалей! – «писателей много, а читатель – вымирающий вид!». А иногда не только вздыхаю, но и начинаю довольно агрессивно полемизировать. Ибо имею смелость предположить, что заслужила право на снобизм. Ибо знакома с художественной литературой от летописей (так сказать, на языке оригинала) и стихотворных опытов Симеона Полоцкого до криминальных боевиков из цикла «Слепой», до якобы иронических и якобы детективных историй от Дарьи Донцовой, до переводных любовных романов, наконец. И чтиво для элиты потребляла, сиречь Акунина, Коэльо и иже с ними. Не эстетического удовольствия ради, а исключительно потому, что специфика круга общения оставалась все той же, а высказывания типа «не читал, но осуждаю» – венец идиотизма.
Я с детства люблю беззаветной любовью книги Гайдара и Вильяма Козлова, у меня на полке над рабочим столом до сих пор стоят потрепанный, едва держащийся в переплете «Маугли» и сшитая из страничек «Науки и жизни» «Рони, дочь разбойника». Но сноровка, закалка и тренировка, полученные на филфаке в те времена, когда главенствующее положение принадлежало старым кадрам, способным выжимать из студента не только то, что он твердо знает, но чего не может знать в принципе (а то! нас еще и мыслить учили!), позволяют мне читать что угодно – от старинного бестселлера товарища Филдинга «История Тома Джонса, найденыша», известного гуманитариям как орудие пыток, до скроенного по клише боевичка с мешком костей (не иначе как честно стыренных у скелета в школьном кабинете биологии) и ведром крови (а че? крышу на даче афффтар докрасил, фиг ли красной краске пропадать?).
«Ах, сейчас чтение не в моде!»
«Ох, сейчас читают только боевики и любовные романы!»
«Ой, да кому они нужны, все эти литературные изыски! Не умеешь писать драйвово – не берись!»
Давайте разбираться, так ли плохо обстоят дела с современным читателем. Опираюсь на собственный опыт и собственные умозаключения. В неизменной надежде, что коллеги не преминут поделиться своим.
Мифотворчество, конечно, – черта, присущая культуре. Но, по моему глубокому убеждению, есть вредоносные мифы. Хотя бы потому вредоносные, что они формируют ложное мнение о круге читательских предпочтений. И этот самый круг оказывается порочным: книжные полки заполняются однородной литературой с «выровненным» (подобрала не вполне верное слово, ибо тут прямо-таки по Флатову «не сказать еще хужей») стилем, читатели лишаются естественной, казалось бы, возможности выбора. А читатели – в том числе и молодые-продвинутые, продолжают любить «бумажную» книгу. Не самовнушение. У меня немалое количество читающих знакомых. Читающих очень разное – от классики до «книг в дорогу». И девять из десяти говорят о том, что лучше усваивают напечатанный текст, нежели текст на мониторе… да и просто тактильные ощущения другие, настоящая книга сама по себе дарит эмоции, которых из электронной не выжмешь. А бумажные книги, удовлетворяющие их потребностям, не всегда можно приобрести. Заходишь в книжный – полки ломятся от книг, кажется – тут есть литература на все вкусы. Но через десяток минут понимаешь: оптический обман, однако. Знаю это и из разговоров с друзьями, и на собственном опыте: когда активно собирала домашнюю библиотеку, до крайности не любила уходить из книжного без покупки. И если не находила желаемого, хватала наименее неинтересное для меня. Помните миф про Тантала? Похоже, очень похоже.
Но вернемся к современным мифам о читателях.
Миф номер один. Раньше наша страна была самой читающей, а скоро будет только смотрящей телевизор и режущейся в компьютерные игры.
Ну, телеящик и виртуальная реальность игр – это, конечно, проблемы. Но, прошу прощения за резкость, – прежде всего для тех, кто умишком скорбен. Вот за детишек боязно – ценностные ориентации у них еще не вполне сформированы, подмена реальностей – вещь нешутейная. Что же до взрослых… Давно ведь известно, что практически любая вещь может быть использована во благо и во зло. Ну, отдыхает человек вечерочком, гоняя виртуальных героев в рейды, удовольствие получает. Главное, чтобы завтра все ж таки на работу двинул, а не в рейд. И чтобы общение с реальными людьми не стало для него обузой, а общение с кучкой пикселей – счастьем всей жизни.
Во времена оны тоже хватало занятий для досуга. Кинотеатры, танцплощадки и дворовые посиделки у граждан «самой читающей» никто не отнимал. Первые годы жизни я провела в восьмиквартирном домике, где все были на виду друг у друга, дети постоянно бегали друг к другу в гости, взрослые приходили в любое время дня, а бывало – и ночи, потому как народ подобрался исключительно отзывчивый. И, припоминается мне, домашняя библиотечка, очень скромная, была только у нас. Да и читающих что-то, кроме газет, было не так уж много. Однако ж досуг был достаточно организованным: все поголовно мужики оборудовали в сараюшках мастерские, тетки, как и двадцатью годами позднее, обсуждали фильмы и переписывали в толстенные тетради кулинарные рецепты, ну а дети… дети всегда себе занятие найдут. Помимо чтения. А вот газеты и журналы выписывали все семьи. Причем не одно-два издания. Четыре-пять выходило в среднем на семью.
Т.е. как тогда никто не вешал ближнему на лоб транспарант с известным лозунгом «Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь», так и сейчас человек, читающий в общественном транспорте книгу, не выглядит инопланетянином. Те, кто в двадцать лет собирал домашнюю библиотеку из-за того, что многие хорошие книги были постоянным дефицитом, в пятьдесят не собирает ее потому, что книги, видите ли, – пылесборник (реальное мнение, причем слышала его неоднократно от самых разных людей). Те, кто тогда собирал книги ради красивеньких переплетов, сегодня сдает их в букинистический, если после ремонта им не нашлось места (опять же, собственное: несколько лет назад за смешную сумму 50 рублей было приобретено полное собрание сочинений Шолохова, причем во всех томиках страницы были слеплены очень плотно, совершенно очевидно, что книги ни разу не были открыты).
Молодое поколение?
Ну да, читает про Гарри Поттера, а не про Наташу Ростову. А давайте ответим, положа руку на сердце: у мам и пап руки тянулись к «Войне и миру» или к книжке, на которой красовалась фамилия братьев Вайнеров? Давайте признаемся: и так было, и эдак. И не так уж много читателей ограничивается одним циклом от одного автора. У конце концов, почти вся классическая литература – это вчерашние бестселлеры, прошедшие проверку временем и поколениями читателей. Вспоминаю, как одна из институтских преподавательниц, увидев страдание в наших глазах при виде большущего тома с историей, прошу прощения за каламбур, Тома Джонса, сообщила: «А ведь эта книга в восемнадцатом веке была фантастически популярна». А другая включила в свой курс не только Бальзака и Золя, но и Дюма. Ибо – и эта мысль, я настаиваю, очень важна, не жанр делает книгу бестселлером ли, классикой ли, а мастерство автора. Вспоминаем: сколько бульварных романов породил тот же девятнадцатый век? Вспоминаем… и не вспоминается. Это Сеть хранит в своих глубинах как не увиденные читателем драгоценности, так и никому не нужный лом. А те же ранние «легкие» романы Бальзака, написанные просто ради выживания, канули в небытие. А вот насквозь авантюрные, противоречащие школярскому представлению о классике романы Дюма были бестселлерами, стали классикой, но продолжают оставаться бестселлерами.
И современная литература оставит книги на все времена. И совсем не обязательно это будут сомнительного свойства умствования Акунина или тоскливое психологизирование Коэльо. Вполне вероятно, что кто-то из вас, коллеги, войдет в число классиков. И, даст Бог, не «классических» классиков, кошмара школяров, а таких, чьи книги просто хочется читать.
Миф второй. Мальчики – направо, девочки – налево.
Да, любая книга должна быть ориентирована на свой круг читателей, это понятно. Да вот только… Назвать «женской» книгой «Грозовой перевал» Эмили Бронте или «мужской» – симоновских «Живых и мертвых» человеку в здравом уме и трезвой памяти не придет в голову. А куда прикажете определить «Красное и черное» Стендаля? (Да и возрастной критерий, замечу в скобках, – вещь относительная. Есть нижний предел, до которого книга просто не будет понятна, но вот верхний… «Президент Каменного острова» Вильяма Козлова был подарен мне бабушкой. Причем не куплен специально для меня, книга появилась в семейной библиотеке за несколько лет до моего рождения, бабушка ее читала и перечитывала, и отдавая мне, сказала: это очень добрая и интересная книга, тебе понравится).
Проведите опыт самостоятельно: перечислите наиболее запомнившиеся вам книги из числа тех, что занимают прочное место в истории литературы. Я очень удивлюсь, если окажется, что у них есть четкая половозрастная привязка.
Отсюда осмелюсь сделать вывод: книги, которые идут по жизни с множеством людей… которые ведут нас по жизни не имеют ограничений, характерных для чтива.
Вот мы и подошли к очередному очень важному моменту.
Можно ли охарактеризовать хорошую книгу исключительно как боевик? Или как детектив? Или любовный роман?
Не будем умствовать, ибо хорошая книга – не исключительное достояние «интеллектуальной» публики, хорошую книгу могут с равным удовольствием читать и специалист-филолог, и работяга без «верхнего» образования, любящий читать, и пацан, еле наскребающий знаний на четверку по литературе. Они скажут о ней по-разному. Даже промолчат – и то по-разному. Если в книге описывается что-то очень похожее на лично пережитое (и не обязательно книга сугубо реалистична, даже фантастика цепляет нас не только небывальщиной-невидальщиной, любая книга так или иначе апеллирует к собственному опыту человека) – отзовется личное. Если нет – простроится ассоциативный ряд, который позволит человеку прожить события вместе с автором. Но – если книга действительно хороша.
Идем далее. Я глубоко убеждена, что настоящие привязанности – удел равных. В иных случаях – жалость или подобострастие… и еще тысяча вариаций, среди которых не найдется места для привязанности. И когда мужик, боящийся возразить начальнику, читает о прогрессоре, дошедшем до самого Сталина и круто изменившем историю, а женщина, не знавшая любви, читает о домработнице, покорившей сердце крутого бизнесмена, они не только уходят из постылой реальности в мир грез, они еще и питают свои комплексы неполноценности. Помогают ли им эти книги жить? Вряд ли. Ведь это чтиво не делает их ни сильнее, ни добрее. Слабее и озлобленнее – да. И если их руки снова тянутся к такого рода книжонкам, это уже большая психологическая проблема. Куда более серьезная, нежели просто уход от реальности. Любимы ли эти книги? Сомневаюсь. Если и вызывают зависимость (не привязанность!), то она сродни дурной привычке. Только книга-товарищ может напомнить человеку о том, что повседневная, каждодневная реальность – это не унылое существование без пользы, без любви, без цели, а жизнь, которая многое дает и многое требует… а ведя жизнь креветки, ничего, кроме своего панциря, не увидишь. Хорошие книги не могут иметь узкую задачу – вбросить адреналинчику, успокоить-убаюкать, потешить. Жизнь, хоть она и формально женского рода, половой принадлежности не имеет. Она – для самого что ни на есть широкого круга читателей.
И когда нам говорят: эта книга затрагивает слишком сложные вопросы, читатель не поймет; когда говорят: не надо мыслей героя, это скучно, давай сплошной драйв; когда говорят: мальчикам интересно вот это, а девочкам вот то; когда говорят: реализм и художественность вторичны, читатель любит кровищу, читательница – сопли с сахаром; когда при всем при этом толкуют о вкусах какого-то обезличенного массового читателя – это ложь. Для некоторых писателей – очень удобная ложь. Можно лепить книжицы по клише, левой пяткой. Можно не стараться, не постигать, не изживать слабости, а по пальцам пересчитать свои сильные стороны, и использовать их – дай Бог, чтоб хотя бы на полную катушку – втискиваясь в рамки полутора тем, «интересных массовому читателю».
А ведь читатели-то очень разные. Обойдемся без обвинений читающих людей (уже признак интеллекта!) в повальном идиотизме. И без выспренних фраз о том, что литература должна идти впереди, а не тащиться следом за читательским арьергардом, тоже обойдемся… Стоп! А почему обязательно или так или эдак? Почему литература не может идти рядом с читателями, как полагается хорошему другу? Что мешает?
Не ответа.
Потому что тут каждый из нас должен ответить: кем он считает своего читателя? и каких книг этот читатель достоин?
А уж за читателем, хотите верьте, хотите нет, дело не станет.