Часть вторая.
Так или иначе, но вопрос задан. Прикинем, какие ответы на дилетантски составленный опросник могут дать дилетанты? Почему используется термин «дилетанты»? По очень простой причине. Писатель, даже начинавший издаваться в СССР, еще ни разу не является специалистом в книгоиздании и книготорговли. Отдельные исключения случаются, вроде Евгения Филенко, который сам работал в издательстве, но его советы будут профессиональными именно в части книгоиздания, но не книжной торговли. Формулировал вопросы явный дилетант, что самоочевидно, и не заслуживает отдельного разбора.
То есть заказчик получит кучу откровенного шлака, который не в состоянии будет рационально обработать. О выводах и реальных шагах для исправления ситуации в таком случае смешно говорить. Тем более, если среди ответов будут «откровения» от разных «гуру», вроде Олега Волкова. Чтобы не быть голословным, приведу цитату из его блога, где данный «знаток» поучает доверчивую публику:
«Если коротко, то в те времена, первая половина восьмидесятых прошлого века, бумажная книга изначально создавалась на бумаге. Редактор либо художник-оформитель в ручную собирал и склеивал макет будущей книги. Прямо на чистые страницы наклеивал рисунки и куски машинописного текста. Уже после, на основе макета, в типографии изготавливали матрицы для печати.
В наше время макеты всех без исключения книг верстают на компьютере. В специальной программе, на большом мониторе, редактор либо художник-оформитель расставляет по листам рисунки, форматирует текст, примечания и номера страниц. Важный момент! Если внимательно приглядеться, то… в наше время все без исключения книги изначально рождаются в электронном виде. В книжных магазинах на пыльных полках расставлены электронные книги, которые воплотились в бумагу. Стопроцентных бумажных книг уже не выпускают. Но даже не это самое печальное.» (с) Олег Волков. Взято отсюда:
https://lit-era.com/blogs/post/8895В двух коротких абзацах умудриться сделать столько фактических ошибок, это надо уметь, не каждому дано... «И эти люди учат нас ковырять в носу» (тм). На «Ц» наш «гуру» дает оценки чужим книгам, в том числе оценивает «коммерческий потенциал». Цензурных слов о качестве таких оценок у меня просто не осталось. Но человек, как принято сейчас говорить, «социально активный». И уж он точно не упустит возможности дать несколько сверхценных советов издателям и книготорговцам. Что будет, если они им последуют?.. Боюсь, отечественное книгоиздание их не переживет, с вероятностью 146%.
Из такого подхода следует один вывод: никакой вменяемой стратегии выхода из кризиса у издателей нет. И они лихорадочно хватаются за соломинки. Стоит ли этому удивляться? Да ни разу. Пройдя 90-е, когда устаканивалась современная модель издательского бизнеса, хозяева редакций-монстров до совершенства отточили модель «дикого рынка», зародившуюся на излете СССР в конце 80-х. Когда левые тиражи, до этого делавшиеся кустарями-надомниками в интересах того самого пресловутого «черного рынка СССР», стали печатать ДО выхода официального тиража, и продавать его с колес, опять же ДО реализации официального. А потом авторы безуспешно искали следы «левака», хотя он давно и прибыльно («черным налом» в карман издателя) продан. До определенного момента такая модель всех, кроме авторов, устраивала. По инерции «книжного голода» времен застоя покупатели сметали фантастику, и другую развлекательную литературу в любом количестве. Хотя тревожные звоночки и тогда уже звучали. Лично копался на складе, где лежали неликвиды переводной и псевдопереводной фантастики, доставшиеся одному из совладельцев после раздела одного довольно успешного в 90-е издательства. Человек выбрал из двух зол меньшее, согласился на такой дележ, чтобы хоть что-то получить. Через пару лет он даже умудрился сбагрить большую часть остатков, перенеся свою деятельность за пределы Московской области. А на периферии даже такой макулатуре оказались рады. Хотя сейчас даже на лотках «Все по 50 рублей» те книги фиг продашь.
Слону понятно, что такая лафа с леваком и черным налом не могла продолжаться бесконечно. Снижение бумажных тиражей, когда качество (литературное) приносится в жертву количеству издаваемых авторов, а все собственные просчеты вешаются на пиратов... Ставка на «сериальность», когда читателей кормят третьесортной жвачкой из года в год... Изначально заданная «форматность», когда автора заставляют кромсать не только сюжет, но и саму начальную идею книги... А если он не согласен, то свободен идти в Бобруйск, на его место ломится не один десяток конкурентов, менее щепетильных... Зато более «писучих» и «гибких».
Появление независимых площадок, вроде «Ц», не прибавляет издателям оптимизма при взгляде в будущее отрасли. Все эти Ридеро, ЛЭ и т.д., так или иначе работают на монстров. Вдалбливая в головы авторов, что эпоха бесплатного издания закончилась. Плати нам, а мы еще посмотрим, есть ли смысл тебя публиковать. Но «деньги вперед» (тм).
Поэтому, если прямо отвечать на поставленный седьмой вопрос, то «светлого будущего» для авторов особо не просматривается. Или ты сам финансируешь продвижение своей книги у «дяди», без гарантии результата, или уходи на вольные хлеба. Опять же, кроме «Ц» пока не встречал ни одной площадки, которая дает хоть какую-то защиту от пиратов. Но там другая беда. Идея с поглавной выкладкой/продажей несет в себе определенные риски для покупателей. Автор устал/загулял/забил – и покупатель имеет на руках незаконченный кусок романа. Да еще черновика, без редактуры и даже без элементарной вычитки. Что тоже «не озонирует воздух в дворницкой» (почти цитата).
Некоторые авторы предрекают наступление эпохи «интерактивных» книг. И даже уже работают в этом направлении. Не знаю... Может я слишком консервативен, и за такими книгами будущее, но смотреть (читая комменты на той же «Ц» к некоторым пишущимся книгам), как автор идет на поводу у отдельных читателей, меняя эпизоды по их указаниям – для меня слишком «инновационно», что ли... Одно дело, когда читатели помогают выловить блох и указывают на лишние рояли, и совсем другое – писать откровенную заказуху. Примеры Д.Руса и Влада Холода (первый тупо срубил бабло на просьбе читателя, второй, не умея сам внятно развить сюжет, пишет исключительно по подсказкам читателей ) тому подтверждение.
В итоге ближайшие 3-5 лет особых сдвигов в преодолении кризиса ждать не приходится. За десять может что-то и придумают, если перестанут сидеть на попе ровно, а оторвут её из удобного кресла, разгонят дилетантов из своего окружения, и начнут работать. А не создавать очередные «Рога и копыта», вроде обсуждаемого выше ИСП...
Почему я не пытаюсь давать какие-то советы? Думаю, вполне хватит того "фантастического" варианта. А за реальный издатели ведь денег не заплатят, пусть это и звучит цинично. Во время беседы с одним из современных финансистов, создавшим некое недоиздательство, он постоянно повторял, что главной его задачей является получение прибыли. Но ведь монополии на получение денег за свою работу не существует.
Поэтому я выбираю сотрудничество с "Ц". Но не запрещаю никому работать с Ридеро, ЛЭ, даже с "Алгоритмом", "Литсоветом" или ИД Стрельбицкий. "Хозяин - барин. ..." (с) Только не забывайте, что полностью пословица несколько длиннее, чем привычные пара слов...
С детства не дают покоя три загадки: Куда идет дождь? В какой тональности свистит рак? Почему "Черный квадрат" Малевича висит вверх ногами?