Чтобы завершить тему с краудфандингом, необходимо отметить пару не совсем ясных моментов.
Дело это получило старт на Западе в 2000-2001 годах, у нас, естественно, первые К-платформы появились позже. И не сказать, что их на сегодня много. Хотя бы по диагонали я ознакомился с деятельностью одной (с подачи явного фантата такого способа сбора денег, разместившего сообщение еще на ВВВ) такой площадки - Бумстартер. Конкретный проект, упомянутый автором старттопика на форуме ВВВ, до сих пор вызывает у меня недоумение. Широко известный автор, Ник Перумов, с помощью фанатов собирал деньги на издание в бумаге(!) своей повести. Полтора авторских листа. Заявленная к сбору сумма сразу показалась мне слегка заниженной. Ведь в статьях расходов указывались все элементы допечатной подготовки, плюс печать тиража.
https://boomstarter.ru/projects/51681/lemeh_i_borozda
https://boomstarter.ru/projects/51681/l ... ozda/posts
Изначально автором декларировалось издание именно традиционной книги в бумаге. Дело завершилось мелкими скандалами среди спонсоров-фанатов, не все из которых получили даже электронную версию, или получили, но не смогли прочитать.
Даже в таком упрощенном варианте (е-книга) моментально вылезли узкие места "многостаночного автора-издателя" (не конкретно Перумова, а почти любого на его месте). Конвертация вордовского файла в форматы, доступные самым разным заказчикам, читающих текст на самых разных устройствах - опаньки, а тут оказалось не так и просто. Надо учить, пробовать, получать на выходе кракозябры вместо внятного текста. Это дело для писателя, или все же пусть такой вроде бы рутиной, но требующей специальных навыков, занимаются профи, за деньги?
Мутная история, но это уже головная боль фанатов, получивших за три-четыре сотни рублей текстовой электронный файл.
Конкретно к Бумстартеру тут как раз претензий нет, сами понимаете.
Вопросы к нему несколько из иной области.
С уважаемой Цинни мы знакомы (через сеть, конечно) с еще одним автором, успешно собравшим деньги на реализацию своего проекта. Намечалось к сбору 650 тыр, люди прислали 900 с лишним тыр.
То есть проект имеет все шансы на успешное завершение, именно в том виде, как и планировалось - качественная бумажная книга, с хорошими иллюстрациями, прошедшая научно-техническую и литературную редактуру, сверстанная не на коленке стажером-любителем, а крепким профи. И я буду только рад поздравить уважаемого автора с успехом, а читателей с получением интересной и полезной книги (не худлит, а качественный научпоп).
Дело в другом. Бамстартер, как К-площадка, берет свои 5% за услуги. Еще 5% уходят на услуги платежным системам, что как бы вполне в рамках правил. Но... Еще 13% вычитаются из собранной суммы как подоходный налог. И вот тут сразу возникает вопрос. С какого бодуна? Трактовки налогового кодекса РФ весьма расплывчаты. Подоходный (да еще в разной процентовке) исчисляется с разных статей дохода граждан РФ. Среди которых есть интересный пункт "И других доходов". Что самое пикантное, точно такой же пункт есть в разделе "Доходы, не облагаемые налогом"!
Юристы и бухгалтеры смогут объяснить, имеет ли право Бумстартер выступать в роли промежуточного фискального органа? Когда издатель вычитает из суммы автора подоходный, тут все ясно. По договору он работодатель автора. А в случае с К-платформой? И другой вопрос. Сумма, собранная через Бумстартер (или другую К-платформу), это разве доход? Такие деньги больше похожи на кредит, полученный под производство конечного продукта. Никогда не имел дело с кредитами, разве с них налог берут? Могу понять, когда подоходный возьмут с той части суммы, которую автор задекларирует как свой гонорар (то есть автору опять лишняя головная боль с налоговиками, это еще один камень в огород фанатов "работаем без посредников").
Есть другая модель работы "автор-читатель без посредников". Когда люди присылают деньги непосредственно автору. И мы знаем нескольких авторов, успешно работавших по такой модели. Там изначально людям предлагалась электронная версия, без изысков, вордовский файл.
Так что вариантов достаточно. Но в ближайшем будущем, по моему мнению, особой конкуренции традиционным издательствам (сейчас уже не очень важно, в каком виде покупатель получит конечный продукт - е-книгу, или бумажную, тут уж дело только в его запросах) новаторские проекты не составят. Им необходимо время для обкатки, завоевания своего места под солнцем.