Июль2002г. Часть первая.
И как я это все попру?!
Критически оглядев собранную кучу необходимых в экспедиции вещей - ужаснулся. Мама тоже хороша со своими советами: таблетки, пленка палатку укрыть от дождя (это на юге России то дождь, да еще в июле!), одеяло стеганное, лапша быстрого приготовления и всякая хрень. Естественно , почти половину предложенного мной было отвергнуто - чай не в Конго едем.
Дернул же меня нечистый с Сан Санычем навязаться, древнегреческий город Танаис поехать копать. Сан Саныч - это наш препод в техникуме, историю преподает, ну и естественно каждое лето на раскопки Танаиса ездит с советских времен, о чем многократно нам на лекциях и рассказывал. Кстати сказать - личность весьма неординарная, «чудиком» кажется, если не знать его. Стихи пишет, кои нам же и цитировал. Приведу пример отрывка, с вашего позволения :
- Если дама курит почем зря,
значит у нее зеленая ноздря!
На зубах три слоя никотин,
мы такую даму не хотим!
Девочка ведь ты еще мала,
а у тебя в носу зеленая смола....
Ну, вот что-то в этом роде.
Помимо меня и однокурсника Ромы, с нами едут еще три девушки с истфака пединститута Орехово-Зуевского, летняя практика у них педагогическая. Можно конечно и в институте ее «отбывать» на хозработах, но поучаствовать в раскопках думаю, более привлекательное занятие, чем мытье окон в аудиториях.
Вот и время подходит. На вокзал отправляюсь со всем хабаром «мечта оккупанта» блин! Поезд у нас с Казанского вокзала в 18:11, а пока ждем на платформе электричку «Крутое – Москва».
Все! Едем! Можно и покурить выйти, да и с девчонками познакомиться надо, все - таки одним отрядом жить будем.
Девчонки оказались на редкость веселыми, одна даже тамадой подрабатывает на свадьбах, в общем, общий язык нашли быстро.
Люба, Надя, Катя, Вика, (если бы кто-то мне тогда сказал, что одна из них станет в 2009 году моей супругой, я бы хрен поверил).
Дорога до Ростова - на - Дону ничем примечательным не запомнилась ,
разве что Сан Саныч стихи свои вдохновенно нам рассказывал.
Вот и вокзал Ростова. Выгрузились. Жара неимоверная. Оказывается, нам нужно еще на пригородный вокзал идти на электричку до Таганрога, а это со всей поклажей, да по жаре, метров 800 топать. Мое предложение сесть в маршрутку и по дороге высадиться было пресечено на корню, ну и ладно! Естественно, поклажу девочек разобрали на троих, так и добрались до "паровоза".
Прибыли в лагерь археологов - обустроились.
Оказалось, что Саныч - то наш палатку ставить не умеет, на вопрос как же он прошлые 12 лет тут копал ответил, что ему друзья ставили. Делать нечего, установили с Ромой ему палатку и пошли ужинать чем Бог послал, а девушки приготовили.
Утро 5 часов. Крик у палаток: « РЕБЯТА! ПОДЪЕМ! НА РАСКОП ПОРА!! Первая мысль при пробуждении от дикого ора нашего будильника Саныча была - кинуть топор прям через боковую стенку палатки, в орущего! Но дисциплина - есть дисциплина. Встали, бредем за шанцевым инструментом для прополки травы (это традиция у руководства лагеря такая, всех вновь прибывших на прополку городища отправлять). Режим работы с 6 утра до 14 дня. После каждых двух часов труда, перерывы небольшие. Оказывается народу здесь работает ого-го! В основном студенты из Ростова, Владимира, даже польский отряд из Варшавского университета трудится, но у них свой надел за общественным, так сказать за «общественным» местом, участок выделен. Правда, по рассказам, они его 7 лет роют. Ну а мы полем травку, любуемся раскопом, прикалываемся над нашим «предводителем».
Подошел заместитель руководителя Нижнедонской архэкспедиции - С.М Ильяшенко. Приветливо познакомился с нами, завтра попросил непосредственно выходить на «копательно – носительные» работы на огород к местному жителю, расположенного рядом с музеем-заповедником. Сказал, загородную усадьбу там роют, ну а нам тоже участок выделит, где предполагают много находок.
Вот и подошел к концу первый трудодень, пора идти за мыльно-рыльными принадлежностями, да бегом в душ. Жара неимоверная, марево над городищем висит. Надо заметить, что для адаптации в экспедиции работали до двенадцати часов дня.
Обедали в тени ореховых деревьев благо и палатки под ними установили - благодать! Правда обед состоял из супов и картошки быстрого приготовления, ну а кипятка для заваривания мы в домике научных сотрудников раздобыли. Естественно жара сморила, да и ранний подъем сказался. Надо и покемарить, только конечно не в палатке, а то испечься как пирожок можно.
Бу-бу-бу! Бу-бу-бу! Что, блин, за фигня? Оказалось, наш Сан Саныч встретил Дениса Бунина, он руководитель владимирских студентов, и настойчиво предлагает ему сходить по поводу встречи, за дровами на общий вечерний костер. Спросонья были слышны только отдельные отрывки фраз:
-Леша! Я только приехал! Даже еще не кушал…
Леша - это Саныч наш, но мы за глаза его Сан Санычем зовем он не против. Пришлось Санычу пойти одному, зачем спрашивается? Если рядом с кострищем еще три звена забора лежит. Чудной - да и только.
Надо же! Как быстро здесь приходит ночь! Поужинав все вместе уже макаронами с тушёнкой, мы с Ромой уходим побродить по городищу, девчонки остались дожидаться начала посиделок у костра.
Как же здесь здорово! Луны нет, зато звезды над головой кажутся огромными! Теплый южный ветер с азовских степей как будто поет свою неведомую людям песню. Сверчки и цикады ему аккомпанируют, да и удоды периодически перекликаются! А какое зрелище захватывающее, когда горит степь ночью - просто фантастика! Воздух насыщен всевозможными ароматами степи и влагой Таганрогского залива. В душе спокойно и светло становится.
Незаметно ушел Ромка, а я продолжаю любоваться столь прекрасными и естественными проказами природы юга нашей Родины! Пойду постою на мосту через ров, в древние времена, ров разделял город Танаис от пригорода где жили варвары. В наши дни этот мост реконструировали, ров облагородили и т.д.
Услышав звуки гитары, тороплюсь к общему костру в лагерь, там веселье идет полным ходом. Поют поляки свои частушки, отдельные слова можно понять, да и смеются все. Костер полыхает на славу! Тут один из владимирских ребят просит у поляка гитару и запевает песню «Про китайцев». Ржем все! Вот и черед нашего Сан Саныча настал, все ему рукоплескают, просят в центр поляны, начинается вечер поэзии (главное его вовремя остановить, а то от перевозбуждения до утра декламировать будет). На восьмом или девятом стихотворении его прервали вежливо разумеется. Пора идти уже спать, время два часа ночи, а сегодня вставать в 5:30.
-ТАК! РЕБЯТА! ПОДЪЕМ! НА РАСКОП ПОРА! И так минуты четыре. Без перерыва. Ну и нехороший человек блин! Выбираюсь из палатки и говорю ему про его родственников и т.д и т.п, в общем сплошное пи-пи-пи.Как ни странно, меня поддержали все, только в более корректной форме. Обозвал нас лентяями, лоботрясами и бесстыдниками, хотя ему говорили насчет того чтоб не орал по утрам, а спокойно как и все другие люди будил не повышая голоса. Самое интересное, после его диких криков на него стали шикать из других отрядов, все равно не угомонился.
Идем на огород к Валентину (это хозяин участка где раскопки предполагаемой усадьбы идут). Человек очень сокрушался по поводу
« лунного» пейзажа своего участка, ну а что делать - для науки нет границ!
В общем, каким-то образом, представители экспедиции сумели найти с ним общий язык, да и прямо в его доме супруга с дочкой и зятем развернули полевую кухню. 100 рублей в день с человека. Утром в 9: чай, кофе, бутерброды, каша по желанию. Обед в 14:30: первое, второе, третье. Ужин в 18:00: вторые блюда, чай, компот. Кормежка обалденная, даже добавки, если оставалось можно взять. А мы сухомяткой два дня питались.
Копаем, выносим из раскопа камни. Девочки скребками и щетками в основном работают. Как интересно- с каждым лопатным штыком выбранной земли цвет грунта меняется от серого к жёлтому. Тут крик: « НАШЛИ!». Идем на соседний квадрат посмотреть находку. Оказывается небольшой черноглиняный сосудик под масло, датируемый 2-3 в.н.э. У нас же, на квадрате, только глиняные обломки от хозутвари, да останки рыбы и другой живности. Ну, наконец-то! У Ромы лопата звякнула обо что - то твердое, думали камень, а оказался кусок антропоморфного надгробия (т.е на камне изображено существо или животное , передающее форму человека).Каким образом оно оказалось на раскапываемой усадьбе –загадка. Сергей Михалыч Ильяшенко просит подержать нивелир , необходимо зафиксировать место находки. Все в возбуждении от найденного, довольно редкий экспонат, за всю 100- летнюю экспедицию таких "камушков" было откопано всего 10 штук. В прочем до нашего отъезда из экспедиции, более на этом "огороде" так ничего серьезного и не нашли.
Вот и заканчивается еще один трудодень на раскопе. Девочки наши предложили сегодня съездить в Таганрог искупаться, благо час езды на электричке всего. Идею поддерживаем и через час мчимся на платформу "Танаис".
Да! Странные тут у них названия остановок : «Морской Чулёк», Синявская, и т.д. Вылезли на вокзале Таганрога , и Сан Саныч предложил пройтись по историческим местам и улицам города Чехова и Раневской, а также не менее знаменитых людей нашей страны уроженцев Таганрога. Надо отдать ему должное, экскурсовод он замечательный! Только хотелось бы еще искупаться и вернуться до восьми в Танаис, потому что расписание электричек там не как в Подмосковье...
Пришли на пляж. Водичка темно-коричневая, да и мель такая, чтобы по грудь искупаться, «переть» надо метров 350 от берега. Конечно, сказывается на цвет воды еще и илистое дно, и наличие морского порта. Ну и ладно все равно отлично поплескались! Довольные и уставшие поддерживаем идею купить немного с собой алкоголя и «закусненького». Девочки берут красного вина, мы с Ромой водочки . Хоть Сан Саныч и против абсолютно всего алкогольного, но не ворчит- знает, что не подведем. Прибыли в лагерь уже затемно, так как на юге ночь быстрее приходит, чем в средней полосе России. Расположились за столиком под абрикосовыми деревьями, благо свет от фонаря бывшей столовой все таки освещал наш поздний ужин . Кушаем, беседуем, наливаем. В общем, ничто не предвещало беды....
-ЭВАКУИРУЕМСЯ!!! Дикие вопли Саныча быстро всполошили лагерь.
-ЛАГЕРЬ ГОРИТ! СПАСАЕМСЯ! Переглянувшись с Ромой, моментально бежим к сараям с шанцевым инструментом. Хватаем носилки, в них кидаем лопаты, ведра. Бегом отправляемся ко рву , где уже полыхает сухостой, готовый перекинуться на деревья лагеря. Площадь охваченной пожаром территории огромна, может в темноте так кажется?
Сбивая лопатой пламя, краем зрения вижу метрах в трех от себя наших девчонок, которые где- то раздобыли куски какой-то материи и самоотверженно лупят по огню. Кричу на них, чтобы убирались из пожара, а они ничего и знать не хотят. Поистине, превосходна русская женщина!
Через минут тридцать приехали брандмейстеры. Только поспели они к шапочному разбору. С деловым видом полив дымящие потушенные плешины во рву уезжают , как ни в чем не бывало.
Стоит добавить, что лагерь отстаивали все, за исключением одной неприятной компании, которая с приходом нового директора музея-заповедника приехала в Танаис как на летнюю дачу.
А пожар возник из-за них. Как? Да очень просто! Приехали на городище на джипах, поставили мангал, девочки «нетяжёлого поведения», водка, музон и понеслось веселье. Т.н. "сафари" на историческом памятнике. В общем, отдыхал народ с позволения нового директора.
Естественно резвый южный ветер, захватив из мангала тлеющие угольки, разнес их по городищу. Полыхнул сухостой. Видя, что им своими силами не потушить пожар, они быстренько смылись. Только один из обитателей "дачи" не смог убежать, а схватив лопату, якобы вместе со всеми «тушил» пожар. Самое интересное, что он начал обвинять в пожаре нас, всех студентов находящихся в лагере. К нему подошел один из мужиков-волонтеров, впоследствии знакомства узнал, что зовут его Михаил Эрнестович, и сказал чтоб "дачник" закрыл рот, так как нехрен чужих, в свою нехватку мозгов вплетать. Тот начал угрожать, и дело шло к драке, я этого не мог стерпеть и как был с лопатой, подошел к нему вплотную и сказал, что его угрозы сейчас слышат человек пятнадцать, думаю такому количеству свидетелей каждый суд обрадуется. (Хотя руки чесались черенком отпотчевать!). Видимо хмель с него моментально улетучился, осознав, что интеллектуальная схватка проиграна, убрался восвояси. По случаю ЧП, назавтра был объявлен выходной день, чем наша компания и воспользовалась, поехав на катере из Ростова-на-Дону до Азова. В Азове попали на музейную выставку "Золото Скифов". Под впечатлением от увиденного - до сих пор. Побродили по городу, осмотрели остатки земляного вала со времён царя Петра Первого. Сходили на реку Дон покупаться. В целом день прошел продуктивно и насыщенные эмоциями, возвращаемся в Танаис.
Остальные дни экспедиции ничем примечательным не выделялись: копали, таскали, отдыхали. Находок тоже больше не встретилось.
Настал предотъездный день нашей команды, с грустью собираем вещи, ходим напоследок по раскопам, фотографируемся. Пошли в хутор Недвиговка , искупаться в реке Мертвый Донец (по рассказам, в Гражданскую войну, донские казаки рубили красноармейцев и сбрасывали в реку, отсюда и название. Не знаю, правда или быль). После купания ходили на родник, вода вкусная и чистая.
Вот и час расставания с Танаисом пришел! Владимирские ребята идут провожать нас на платформу. Грустно. НУ НИЧЕГО! В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ ПРИЕДЕМ ВНОВЬ!!!
Примечание: эта экспедиция дала очень много ответов на некоторые жизненные важные вопросы. Условия жизни и быта показали, кто на что способен, чем руководствуется при принятии решений в той или иной ситуации. (Так сказать - естественный отбор.)....
А что было на следующий год-это уже совсем другая история.....