Искажение истории продолжается. Пора бы и остановить исказителей. Радует, что хоть что-то делается в этом направлении.
«Мордор с физически и морально неполноценными недочеловеками»«Мы сами смирились с тем, что вдыхаем, пьем отраву о своей истории и о своей стране». Такими словами министр культуры Владимир Мединский поддержал решение отозвать из российского проката американский фильм «Номер 44». Фильм действительно крайне своеобразно понимает советские реалии сталинского времени, но, скажем, в Белоруссии его решили все-таки показать.Кина не будетВ среду компания «Централ Партнершип» (ЦПШ) отозвала из Минкультуры заявку на получение прокатного удостоверения для американского художественного фильма «Номер 44», который должен был выйти в мировой, и в том числе российский, прокат 17 апреля. Об этом говорится в заявлении, опубликованном на сайте компании.
Пресс-просмотр картины, который прошел с участием журналистов, экспертов и чиновников Министерства культуры, состоялся во вторник. После этого в Минкультуры поступили вопросы по поводу содержания фильма: в первую очередь –
искажения исторических фактов и своеобразных трактовок событий до, во время и после Великой Отечественной войны, а также образов и характеров советских граждан той исторической эпохи. «После данного просмотра мнения прокатчиков и представителей Минкультуры совпали: прокат подобного рода фильмов в преддверии 70-летия Победы недопустим», – говорится в заявлении компании.
ЦПШ приобрела права на фильм еще в 2011 году в рамках пакетной сделки по покупке фильмов у кинокомпании Summit. По требованию ЦПШ в сценарий, дубляж и производство были внесены изменения, но компанию результат этой работы «не удовлетворил». «В этой ситуации окончательное решение о выходе фильма в российский прокат мы решили принять после общественного обсуждения фильма», – сказал гендиректор ЦПШ Павел Степанов, призвав усилить контроль государства за прокатом фильмов с социально значимым контекстом.
Изначально СМИ сообщали, что прокатное удостоверение фильма отозвало Минкультуры. Однако глава департамента кинематографии министерства Вячеслав Тельнов заявил: «Министерство культуры не выдавало прокатное удостоверение картине «Номер 44» и, соответственно, не могло его отозвать».
Действие картины «Номер 44» режиссера Даниэля Эспиносы (сценарий написан по роману Тома Роба Смита) разворачивается в СССР времен Сталина. Главный герой – дискредитированный офицер советской разведки Лев Демидов. Согласно сюжету, Демидов расследует серию детских убийств, но его деятельность вызывает подозрение у «параноидального советского правительства». В фильме сыграли Том Харди, Нуми Рапас, Гэри Олдмен, Венсан Кассель и другие.
«Кровавое месиво в кадре из каких-то орков и упырей»Министр культуры России Владимир Мединский считает, что фильмы, подобные картине «Номер 44», вообще «не должны выходить в нашей стране в массовый кинопрокат». Об этом говорится в заявлении чиновника, распространенном пресс-службой Минкультуры. По его словам, в фильме показана «не страна, а Мордор, с физически и морально неполноценными недочеловеками, кровавое месиво в кадре из каких-то орков и упырей – вот в такой стране происходит действие фильма от 30-х до 50-х годов ХХ века». «Так показана наша страна – та самая, которая только что победила в Великой войне, вырвалась в число мировых лидеров и вот-вот запустит первого человека в космос», – сообщил министр.
Он уточняет, что «дело не столько в конкретном фильме». «Американские кинематографисты могут самовыражаться, как им заблагорассудится. Нам до того, в общем-то, дела мало», – отмечает Мединский.
В частности, министр не хочет, «чтобы объяснение решения о прокате фильма «Номер 44» сводилось, как обычно, только к «стремлению не поранить чувства ветеранов». Также министр отмечает, что руководство компании ЦПШ буквально в последний момент приняло решение о снятии с проката.
«Фильм должен был завтра выйти в российский прокат, он прошел всю предпрокатную технологическую цепочку – перевод, озвучку, пресс-показ, рекламную кампанию. И на каждом звене этой цепочки с ним имели дело наши люди. Наши сограждане. Современные, образованные, профессиональные люди. И «это кино» никого не задело! Как? Почему это могло случиться? Почему для каждого из этих десятков, а может, сотен человек содержание этого «произведения искусства» оказалось в порядке вещей?» – задается вопросами Мединский.
«Но тут снизу постучали»Министр считает, что «это тот самый случай, когда «мы думали, что достигли дна, но тут снизу постучали». «Но этого дна мы достигли сами. Мы сами смирились с тем, что вдыхаем, пьем отраву о своей истории и о своей стране – и убедительно, и добровольно себе объясняем, что это и есть воздух, это и есть вода. Что это и есть божья роса», – отмечает министр.
По его мнению, «мы сами соглашаемся с ложью и клеветой». «Это мы сами наснимали фильмов серии «сволочи из штрафбатов». Это мы сами, по доброй воле решили, что удобнее сверять свое понимание собственной истории с политическими интригами давно минувших дней. С дикими шаблонами, принятыми в иных культурных пространствах. Это мы озабочены, чтобы наши представления о самих себе непременно были угодны «цивилизованному человечеству», – считает министр.
Он напомнил, что «цивилизованное человечество» является сегодня цивилизованным ровно и исключительно в той степени, в какой его принудили остаться цивилизованным советский солдат и советский народ в 1945-м». «Пора наконец-то сформулировать свое собственное представление о самих себе как о наследниках великой, уникальной российской цивилизации. Внятно, канонически, без блудливого спотыкания о «трудные вопросы истории» и бессодержательных рефлексий. Сегодня, в год 70-летия главного события в истории XX века. Без этого нас сомнут. Или мы будем иметь свое историческое и, соответственно, будущее самоопределение – или нас «самоопределят» без нашего участия. Мы – на примере наших соседей и братьев – видим, как. И с чего-то надо начинать. Прямо сегодня», – завершает свое заявление министр.
«Картина в любом случае получила бы отрицательную реакцию»Впрочем, по мнению ряда российских кинокритиков, невыход в прокат «Номера 44» сделал рекламу картине, не стоящей внимания как экспертов, так и обычных зрителей. «Я бы спокойно выпустил эту картину, она бы в любом случае получила в основном отрицательные реакции и эмоции, и потом бы все ее забыли», – сказал ТАСС критик Юрий Гладильщиков.
Он также считает, что фильм, «вопреки обвинениям, не имеет отношения к 70-летию Победы, тем более довоенным событиям, потому что практически ни того, ни другого в фильме нет». «И при всем огромном количестве «клюквы», которая в фильме есть, там есть одна довольно здравая мысль о том, что мы сегодня постоянно ищем свои проблемы, неприятности, всех своих врагов исключительно «вне». То есть мы ни в чем не виноваты, во всем виноват какой-то Запад, который к нам заехал, что-то придумал, подослал каких-то гадов и негодяев», – отметил Гладильщиков.
Не подогревать ажиотажОтметим, что в соседней Белоруссии скандальный фильм все-таки покажут. Об этом, как передает «Интерфакс», сообщил гендиректор предприятия «Киновидеопрокат» Мингорисполкома Василий Коктыш. По его словам, фильм выйдет в Минске в ограниченном прокате, представители «Киновидеопроката» смогут оценить его только вместе со зрителями во время сеанса, а ажиотаж, связанный с отменой показа в России, «только подхлестнет интерес зрителей к ленте».
Добавим, что ранее не раз поднимался вопрос об ограничении проката некоторых зарубежных фильмов, в которых демонизируется образ России. С такой идеей в августе прошлого года выступал член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Бату Хасиков.
Более жесткую инициативу выдвигал советский и российский режиссер Юрий Кара. Он предлагал в ответ на санкции Запада запретить в российском прокате все американские фильмы, что, по его мнению, пошло бы на пользу российскому кино. Однако эту идею раскритиковал президент России Владимир Путин, так как «неправильно было бы ограничивать нашего потребителя в тех товарах, которые люди хотели бы иметь», «в том числе кинопродукцию».
Последний громкий скандал с запретом проката художественной ленты произошел вокруг фильма Ридли Скотта «Исход: цари и боги». Картину не увидели зрители в Египте, Марокко и Арабских Эмиратах. Запрет мотивировался тем, что в ленте искаженно показан как ислам, так и другие религии. Сюжет картины основан на ветхозаветной истории о пророке Моисее и исходе евреев из Египта.
http://www.vz.ru/politics/2015/4/15/738908.html