Александр Ершов писал(а):В рамках этой вполне можно (если коллега
Цоккер не сочтет за труд) сделать нечто вроде справочки: "Современные ГСМ, проблемы, перспективы и хотелки".

Тема ГСМ и связанных с ними "проблем и хотелок" настолько широка и глубока, что
редкая птица долетит до её середины коллега
Цоккер с ней просто не справится

Это задача для специалиста уровня Виктора Марковича Школьникова, а объём "справочки" мог бы приблизиться к бессмертному творению Льва Николаича Толстого, в экранизации которого Наташа Ростова танцевала со Штирлицем

Я же, по мере возможности, пытаюсь излагать литературным языком лишь некоторые кусочки и фрагменты этой темы. Надеюсь, что коллеги подскажут, какие именно фрагменты им интересны. А пока - о "противопожарных" маслах, как и обещал.
======================================================================
К 1930м годам в промышленности европейских стран механические и паровые приводы тяжёлого оборудования (молотов, прессов, манипуляторов и т.п.) стали постепенно заменяться гидравлическими. Гидравлика несла в себе массу преимуществ, в первую очередь компактность, удобство регулирования и увеличение ресурса. Казалось бы, всё замечательно, но тут началась Вторая мировая война, на заводы стали падать бомбы, в том числе зажигательные... и люди с ужасом увидели, как горят гидроприводы и гидросистемы.
Многие представляют себе, как горит напалм, но то, что показывают в фильмах - это килограммы, максимум десятки килограммов. А теперь попробуйте представить себе, например, десять кубометров горящего напалма, вылитых внутрь заводского цеха - примерно так будет выглядеть пожар большой гидросистемы. И не забудьте добавить в этот цех несколько танковых огнемётов - пока работают насосы и в линиях есть давление.
И вот, когда закончилась война, специалисты задумались: а можно ли как-то предотвратить или по крайней мере уменьшить ущерб от огня? Ведь пожары случаются не только от зажигательных бомб, но и от окурков, от искр на электрооборудовании, да и на горячих производствах случаются аварии...
Как ни странно, инициаторами подобных исследований стали страховые компании - ведь именно им предстояло оплачивать ущерб, причинённый пожаром.Первое, и самое простое решение, которое сразу приходило в голову - заменить масло в гидросистемах водой, как это предусмотрено самим названием (
гидравликос по-гречески - "
водяной"). Вода, как известно, не горит

да и стоит дешевле гидравлического масла
Но, как оказалось, вслед за достоинствами идут недостатки. Самый очевидный из них - коррозия: сталь в контакте с водой ржавеет, а стоимость перевода ВСЕГО гидрооборудования, включая баки, насосы, аппараты управления и защиты, трубопроводы и исполнительные механизмы, на нержавеющие материалы выглядит абсолютно неприемлемой. Второй серьёзный недостаток воды в гидравлике - её низкие смазывающие свойства. Масло, проходя через насос, гидроклапан, гидроцилиндр и т.п., смазывает его подвижные части, вода же этого не делает. Результат - в лучшем случае быстрый износ, в худшем - задир и заклинивание механизма.
Есть и целый ряд других недостатков, в том числе узкий температурный диапазон использования. Разумеется, эти недостатки не перекрывают главного достоинства гидравлических жидкостей на водной основе - ВОДА НЕ ГОРИТ. Поэтому существует множество вариантов гидравлических жидкостей на водной основе, которые применяются в специальных условиях.
Но я-то обещал рассказать про противопожарные масла... И непременно расскажу, только чуть позже - пост и так получился довольно длинный.