Итак, водород в качестве топлива рассмотрели и пришли к выводу, что он выгоден энергетически (в самом двигателе), но очень неудобен и дорог в производстве и хранении. Поэтому возник вопрос: а нет ли более удобного кандидата на роль "борца с бензином"? Не подойдёт ли на эту роль, например, газ метан?
В ситуации выбора между биотопливом и минеральным топливом метан занимает промежуточное положение. Его можно выкачивать из земли, подобно нефти (
метан составляет до 99% в составе природного газа), но можно и собирать при разложении органических отходов, включая навоз и бытовой мусор (
особенно если напустить туда специально обученных
бактерий). Природный газ широко применяется в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве - а значит, бОльшая часть инфраструктуры, необходимой для его использования в качестве моторного топлива, уже существует.
Если к уже проведённому сравнению бензина и водорода (см. предыдущий пост) добавить метан, то цифры получатся следующие:
- один литр стехиометрической смеси воздух-бензин даст нам 4150 Дж;
- один литр смеси воздух-метан - 6260 Дж;
- один литр смеси воздух-водород - 10900 Дж.Получается, что с точки зрения теплоты сгорания метан заметно "слабее" водорода, но в 1,5 раза превосходит бензин. Такое повышение тепловыделения ещё не сильно "напрягает" систему выпуска и систему охлаждения ДВС, что позволяет спокойно использовать метан в обычных автомобилях (разве что максимальные обороты нужно ограничивать), тогда как с водородом это уже затруднительно.
В то же время плотность метана существенно больше плотности водорода. Энергетический эквивалент одного литра бензина в виде водорода занимает 2,63 м3, а в виде метана в 3 раза меньше - 0,844 м3. А если мы хотим хранить его в жидком виде, то вместо -260оС, необходимых для водорода, нам будет достаточно всего лишь

-170оС.
Не забываем также про "общие" плюсы газового моторного топлива - более чистый выхлоп и увеличение ресурса моторного масла и каталитического нейтрализатора.
Разумеется, эта разница не осталась незамеченной. И если водородные автомобили до сих пор существуют только в виде опытных образцов, то транспорт на метане (
CNG, Compressed Natural Gas) уже довольно распространён. Многие наверняка видели городские автобусы с "пакетом" баллонов на крыше. Например, вот фото из Владимира:

На мой взгляд, это одна из наиболее удачных сфер применения для CNG-топлива:
- в "гонках со светофоров" автобусы не участвуют, поэтому снижение динамики из-за массы баллонов для них некритично;
- по тем же причинам водители автобусов не раскручивают моторы "до отсечки", что для бензинового двигателя на газу могло бы вызвать серьёзные повреждения;
- от газовой заправки городской автобус далеко не уезжает, поэтому ограниченный запас хода не очень критичен;
- обслуживанием и заправкой занимаются профессионалы, что повышает безопасность.
В качестве вывода: является ли метан полноценным заменителем бензина? Нет, не является (по крайней мере, на сегодняшний день).
Каждому овощу - своё время, а каждому топливу - своя сфера применения. Есть сферы, в которых метан превосходит бензин и дизтопливо - и он в этих сферах успешно применяется.
P.S. На всякий случай, во избежание непонимания: всё, что сказано выше о газовом топливе, относится к сжатому газу (CNG), а не к сжиженному (LPG).