Евгений писал(а):Со многими Вашими выводами согласен, но есть пара вопросов и замечаний.
Я и не претендовал на абсолютно точное и всеобъемлющее изложение. Одна только тема "водород в автомобильных ДВС" в подробном изложении может занять десяток страниц... А мои посты - это чистый ликбез, "пробежаться по верхам"
Евгений писал(а):в Бразилии за основу брали кукурузу, где початок шел в зерно, лист - на корм скоту, а стебель шел на биотопливо. Практически тот же подход возможен со всем зерновыми. Как Вы оцениваете такой, комплексный, подход?
На первый взгляд, подход правильный. Но как всегда, "дьявол кроется в деталях": сравните количество зелёной массы с гектара кукурузного поля в Бразилии и с гектара, например, пшеничного поля в России. И если кукурузную "зелень" ещё можно разделить: листья - скотине, стебли - в бродильный чан, то делить в пшеничной соломе и стерне будет практически нечего
Есть и второй аспект: перепревшая в поле солома - это какая-никакая, а органика, удобрение для следующего года. Выскребая всю солому подчистую, мы постепенно истощаем поле.
Вывод: для Бразилии, с её климатом и сельским хозяйством, этот подход оказался приемлемым. Распространить его на весь мир - не получится, увы.
Евгений писал(а):2. "Водородная" версия. Получить водород разложением воды можно и не используя энергию горения топлива: можно использовать гидроэлектроэнергию, солнечную, атомную и т.д.
Можно и даже нужно. Но если ту же электроэнергию "закачать" в электромобиль, исключив из цепочки сам ДВС и топливо для него, то суммарные потери получаются заметно меньше - поэтому мы и видим на улицах гораздо больше электромобилей, чем "водородомобилей".
Евгений писал(а):Запасать водород также можно не только в баллонах, а в пористых накопителях - к примеру, типа губчатой платины. При желании можно создать и более дешевые материалы. На Ваш взгляд, в чем слабость этого пути?
Вариантов действительно много. Можно, например, охладить водород до -260оС, чтобы он превратился в жидкость (в BMW Hydrogen 7, который я уже упоминал, водород хранился именно так). Можно использовать пористые накопители или гидриды - химические соединения некоторых металлов с водородом. Но, к сожалению, вариант, сравнимый с обычным бензобаком по компактности, массе, стоимости и простоте использования, придумать пока не удалось.
Просто представьте, как могла бы выглядеть процедура закачки в легковой автомобиль жидкого водорода с температурой -260оС: строгие люди в металлизированных скафандрах, клубы пара, стекающего сверху вниз, голос по громкой связи - "продувка бака закончена, приготовиться к подаче водорода"... Пардон, это я вспомнил заправку жидким водородом космической ракеты "Энергия"
Евгений писал(а):3. Основной аргумент сторонников альтернативных топлив - это даже не экологическая чистота, а использование ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ источников, в противовес безвозвратно исчезающей нефти - а более ценного химсырья пока не придумали. И этот аргумент, на мой взгляд, перевешивает вопрос цены. Хотя я с Вами согласен: законы существования экономики нашего мира диктует не разум, а жадная обезьяна с калькулятором.
Аргумент очень серьёзный. Невозобновляемый ресурс - этим сказано всё. Но "калькулятор в руках жадной обезьяны" отражает не только жадность этой самой обезьяны, но и то, что возобновляемые источники энергии гораздо менее удобны для применения - дороги, громоздки, труднодоступны и т.п.
И давайте будем честными с самими собой: "жадная обезьяна" сидит в каждом из нас. Ближайший "возобновляемый источник энергии" - это наше собственное тело, наши руки и ноги. Вспомните, когда вы последний раз стирали бельё вручную? Крутили мясо для котлет на ручной мясорубке? Ходили пешком на приличное расстояние или ездили на велосипеде? Плавали на лодке с вёслами? Увы, наша "внутренняя жадная обезьяна" предпочитает нажать кнопку стиральной машины, включить электромясорубку, сесть в трамвай/автомобиль/метро, завести лодочный мотор - а значит, где-то сгорает ещё немного топлива, и скорее всего это топливо было невозобновляемым. А обезьяна ещё и сердится при этом, потому что за удобство пришлось платить
