Re: Рецензии на пишущиеся на форуме книги
Добавлено: 17 янв 2015, 18:19
Рецензия на роман «Одиннадцатая заповедь», автор Голландец Шульц
После завершающих строк прекрасной повести «Не ставьте лешему капканы» в душе возникает вопрос: «Что, неужели все?» Сказка кончилась и мы уже никогда (страшное слово!) не узнаем историй из жизни зачарованного мира, созданного совместной фантазией Голландца Шульца и Альберта. Но нет, сказка не кончилась – Сергей Владимирович Бузинин решил продолжить свое произведение, подарив своим читателям огромный праздник
«- Эй, блохастый! Ты монеты принес?!»
С этой грубоватой фразы начинается новая… С первых же строк знакомимся с новым героем, чьими глазами для нас будет открываться удивительный мир, созданный фантазией Сергея Владимировича. В отличие от Миши Канашенкова, его новый герой не милиционер, и вообще не имеет отношения к правоохранительным органам или спецслужбам хотя бы в силу возраста – Феликсу всего четырнадцать лет, это взъерошенный, ершистый, но добрый и храбрый мальчик-оборотень, умеющий превращаться в кота.
В этот раз Сергей Владимирович приблизил возраст своих героев к сказочной аудитории: герои первых глав – дети-подростки. Но проблемы, перед которыми их ставит Автор, совсем не детские. Феликс – сирота, воспитывается в детском доме, и с первой же строки попадает в большие неприятности. Гроза всего интерната, мелкий уголовник Федька Барыкин требует у него денег за покровительство. Фактически это статья 163 УК РФ – «вымогательство» и оттого, что деяние совершает ребенок, оно не перестает быть преступлением. И неважно, что сумма выкупа, который должен заплатить Феликс, смехотворна – где взять даже такую сумму сироте? Ситуация усугубляется еще и тем, что Феликс искренне презирает приблатненного Барбароссу и его приятелей, справедливо считая его негодяем, и не боится говорить это в глаза. Он, одинокий сирота без друзей, не боится грозы всего интерната. Смелость, граничащая с безрассудством, но именно это сразу в нем и подкупает. Он не стесняется называть мерзавца мерзавцем, и готов, пусть в меру своих пока невеликих сил, постоять за справедливость. Жаль только, что в начале произведения такая правильная гражданская позиция приносит Феликсу одни лишь неприятности: Феликса еще и избили, и лишь появление пропойцы-сторожа спасло несчастного сиротку-оборотня. Куда идти? К друзьям? У Феликса их просто нет, он – одиночка, и от этого его судьба еще более трагична. Сергей Владимирович как будто бы специально поместил героя в самые неблагоприятные условия, какие только возможно себе представить: интернат, местный уголовник во врагах, отсутствие друзей, а затем еще и неправильная реакция взрослых, от которых зависит судьба этих и без того обделенных любовью детей.
После драки во дворе интерната Феликса доставляют в кабинет завуча, Марьяны Павловны. Казалось бы, злодеи из шайки Федьки Барыкина должны получить по заслугам, а Феликса педагог должна пожалеть и обогреть, но из диалога персонажей узнаем, что дело обстоит совсем наоборот: так называемый педагог, грозит своему воспитаннику милицией. Она совсем не понимает, что движет Феликсом, а в дальнейшем становится понятно, что завуч даже не владеет информацией о том, что происходит в ее же интернате. Добропорядочный мальчик Федя Барыкин» и его друзья, мучители всего интерната, оказывается, помогают администрации поддерживать порядок.
«А у нас главное что? – женщина резким движением надвинула очки на переносицу, - правильно – дис-цип-ли-на!». Ага-ага, а про то, что в интернате процветает террор и вымогательство, она даже не в курсе. Главное, чтобы дисциплина была в порядке и в документах полный ажур. До горечи знакомая позиция чиновников – не педагогов – чиновников от образования, неприятно сближает мир произведения с нашим миром.
«Еще одна такая выходка, еще одна драка и я сдам тебя в спецучилище. Пусть с тобой милиция возится, а мне драчуны и бузотеры в моем интернате ни к чему!» После таких слов, произнесенных педагогом, в финале первой выкладки становится очень грустно и тревожно за судьбу хоть и ершистого, но глубоко симпатичного мальчишки Феликса. Он один в жестоком и неправильном взрослом мире, и этот мир, увы, против него.
В дальнейших выкладках Сергей Владимирович продолжает раскрывать характер Феликса. Читатель узнает, что оказывается, однажды мальчика хотела усыновить приличная с виду чета преподавателей химфака местного университета. Взяли – а через несколько дней вернули обратно, когда чадо, прочитав пару книг по химии, что-то взорвало. Обычная история людей, оказавшихся не готовыми к призванию родителей, и даже не понимающих, какую подлость они совершили – и огромная трагедия для Феликса! Еще одно предательство. К чести мальчика, следует сказать, что он не озлобился – на память о том периоде осталась лишь любовь к практической химии, от которой плохо пришлось всему интернату. Неуемная энергия плюс химические реактивы… результат нетрудно себе представить. Как финиш – пожар в туалете интерната, после которой Феликс был сдан на поруки учителю химии. Здесь Феликсу, пожалуй, повезло – ему попался умный, сострадающий, интеллигентный учитель старой формации. Он, скорее всего, не знает, как включать компьютер и как пользоваться электронной доской, но зато наделен главным качеством настоящего педагога – он искренне неравнодушен к своим ученикам, готов переживать их радости и сопереживать в беде. И дети, безошибочно чувствуя это, сами тянутся к пожилому химику. Увы, но этот тип учителей постепенно покидают свою профессию, уступая место учителям новой формации. Но рецензия не об этом.
К сожалению, страсть к экспериментам подвела Феликса и там: в результате одного из них взорвалась половина реторт в классе. Виновника же преподаватель обязал купить новые. Сразу вспоминается классическое сказочное задание: пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. В нашем случае предмет поиска известен: обычная химическая посуда, то, куда надо идти, в общем тоже. Сама собой напрашивается аналогия с «Не ставьте лешему капканы», где перед Мишей Канашенковым сразу поставлена была задача добраться до здания горотдела прокуратуры. Выполняя ее, лейтенант юстиции попал в несколько забавных ситуаций, а заодно открыл нам часть созданного фантазией Автора мира. В этот раз Сергей Владимирович не стал отступать от своих принципов построения сюжета: новое произведение также начинается с задачи, поставленной перед главным героем произведения. В какие дебри сказочного мира заведет храброго, умного и симпатичного героя процесс выполнения этой задачи - мы пока не знаем. Сказка еще не окочена.
Карина.
После вступления от имени Феликса, повествование, написанное Сергеем Владимировичем в соавторстве с Владимиром Викторовичем Геллером, переходит в другое учебное заведение, к героине нового произведения.
Из школы интерната мы переносимся в городской лицей с математическим уклоном. Учебное заведение мы видим глазами его директора, Марины Васильевны Глаголевой. Когда-то она, появившись в этой школе в сорок шестом. Старшим лейтенантом запаса, всю жизнь проработала там, создала на ровном месте сильнейшую математическую школу в городе, а затем, уже в новые времена, превратила ее в элитный лицей. Сама, поскольку перед чиновниками от образования не пресмыкалась и не собирается. Учитель советской школы… Напрасно директор ищет причины своего долголетия – столько не работают и не живут – в каких-то тайнах своей семьи. Читатель понимает, что на самом деле поддерживает эту волевую женщину – преданность своей профессии и любовь к детям. Даже звонок в ее учебном заведении повторяет тот ветхозаветный звонок, по которому входила в класс она сама. Все равно, какие указы издает городской комитет образования – в этом лицее все остается по-прежнему. Атмосфера советской школы, с ее интернационализмом и моральными устоями, на которых росли наши родители, обволакивает со всех сторон. Даже сынок городского мэра здесь получает по заслугам, а прибывший на расправу городской глава отчего-то потерял весь свой грозный вид, прекратил орать и выскользнул из кабинета Глаголевой нашкодившим первоклашкой. Впрочем, речь снова не об этом.
В тот самый миг, когда здоровяк Серега Шпалов собирается забросить куда-то далеко маленького стукачка Ап-Тоира, его руку, заломив палец приемом из арсенала спецназовцев, перехватывает худенькая востроносая девочка с двумя косичками. Что характерно, на хулигана Шпалова она смотрит сверху вниз, уступая ему в росте. Эта черта говорит нам: новая героиня – прирожденный лидер. Одноклассницы ей завидуют и злословят, конечно – стоит где-то появиться худышке Карине, как все внимание мальчишек переключается на нее, они ее уважают и слушаются. И не потому, что ее папа «то ли бандит, то ли мент, а потому что чувствуют в ней своего человека. А ее энергетики хватит на десятерых, и этой своей энергией она щедро заряжает окружающих, направляя их энергию в мирное русло. Компания хулиганов, игравшая вместо мяча толстеньким Ап-Тоиром, вместо веселой, но нехорошей забавы, принимается расчищать сугроб во дворе школы. Серега Шпалов, конечно, возражал, но, проиграв спор Карине, был вынужден заняться общественно полезным трудом вместе с друзьями. А Карина якобы по задумчивости, чуть было не сорвала урок физики и не прогуляла свой урок химии. В этой девочке столько энергии, что ей некогда помнить о таких мелочах, как учебный процесс.
Мимоходом мы узнаем маленькие, но значимые вещи: папа Карины – майор, командует элитой армии – солдатами спецназа ГРУ и при этом уверен, что его худенькая дочка – счастье. И сразу вырисовывается семейная атмосфера, и даже личность папы, которого мы даже и не видели. Создать характер персонажа всего одной фразой – это ли не признак мастерства истинного Мастера? Сергей Бузинин владеет данным приемом в совершенстве.
А вот далее у героини начинаются проблемы. По аналогии с Феликсом, опять с химией. «Химию Карина не любила. Ни с самим предметом отношения не сложились, ни с учителем… …Остроумная и неглупая химичка свой предмет знала отлично, умела и объяснить толково и заинтересовать. Вот только ее остроумие оказалось каким-то особенно злым: даже незначительная оплошность любого из учеников высмеивалась столь унизительно, что казалось, учитель специально старается смешать провинившегося с грязью. А может, именно этого Тамара Васильевна и желала, вымещая на подопечных свою обиду на несложившуюся личную жизнь.» Несколькими фразами авторы описали и судьбу человека и его характер и обстановку в школе на уроке, а также объяснили причины поведения Карины во дворе: оказывается, она просто не хотела идти на химию! И кто теперь смеет ее в этом упрекнуть? А еще выясняется, что Карина, как и Феликс, одинокий ребенок. Родители, занятые на работе, не всегда могут уделить внимание дочери, а в школе друзей у нее тоже нет. Мальчишки, даже старше нее, ей восхищаются – она крутая, она такая, какими они сами хотят быть, но не дружат, а о дружбе с девочками не может быть и речи .Женская дружба – понятие специфическое, и женщине-лидеру очень тяжело найти себе подругу, тем более, в подростковом возрасте. Так что друга, прислонившись к плечу которого, можно было бы разделить тяготы и радости школьной жизни, у Карины нет. В дальнейшем клубок проблем, преследующих Карину, делается все гуще: тут неприятности из-за проказ, и сплетни, относительно отношений Карины все с тем же Шпаловым. Одноклассницы распустили сплетню, что у них любовь. Читательницы - вспомните себя в этом возрасте, представьте себя на месте Карины и поймёте возмущение, негодование и стыд, который испытывает Карина, когда учитель (УЧИТЕЛЬ!!) рассказывает ей эту сплетню. Главное - сам в нее верит. Читатели – поверьте на слово: в этот момент Карине очень некомфортно. Неприятный человек этот Арчибальд Свендовидович. А Карина в этой школе учится и вынуждена ходить на уроки данного преподавателя минимум, один раз в неделю. Возвращаюсь мыслями в начало рецензии и убеждаюсь, что даже в хорошей школе дети вынуждены расхлебывать недетские проблемы, и, увы, в основном – из-за взрослых. Мастерство Авторов в том, что в созданных ими персонажах угадываются живые люди – Химоза ну очень похожа на учительницу математики из школы, где я училась, а Арчибальд Свендовидович каким-то невообразимым образом вместил в себя характер мужа этой математички, только преподавал он иностранный язык. Уважаемые Авторы, ну не придумываю я ничего – нарисованные Вами преподы как две капли воды похожи на учительскую чету, преподававшей в реально существующей школе! Что это – совпадение, мистика или величайшее писательское мастерство? Наверное, третье.
Вновь возвращаясь к личности Автора, снимаю несуществующую шляпу: серьезность повествования и недетскую проблематику, которые он затронул, Сергей Владимирович затем мастерски сбивает, рассказывая наполненную искрометным юмором историю из жизни военного городка, читая которую, трудно не свалиться под стул от гомерического хохота.
Итак, Феликс отправляется за химической посудой и во дворе интерната встречается со своими врагами – Федькой Барыкиным и его шайкой. На этот раз дело в основном, правда, стараниями острого на язык оборотня, доходит уже до поножовщины. Приблатненный парнишка, выведенный из себя, перешагивает черту, отделяющую мелкие пригрешения от уголовщины, и достает нож. К счастью, Феликсу удается отстоять жизнь и здоровье. Обратившись котом, он мчится в город, и, преодолев пустырь, оказывается на свободу. Увы, но неприятности не прекращают его преследовать: обратное превращение – из кота в человека, не получается и Феликс застревает в промежуточной форме, вызывая жалость и сочувствие. Вместе с ним мы заходим в магазин «Хозтовары», где опять – о эта магия Автора – я встретила еще одну знакомую: такая же тетенька, с характерным голосом выпивающего человека, работала в сельпо. И реторту она использовала, скажем так, не по назначению. А Феликса ждало жестокое разочарование: реторт и прочей химпосуды в продаже нет.
Расстроенный Феликс, пребывающий в пограничном состоянии – не кот, но и не человек, идет по улице, испытывая муки голода (всем, кто читал, я думаю, было его очень жалко). В завершение, он, не решаясь вернуться в интернат пристраивается поспать прямо на лавочке на остановке.
И надо же такому случиться: в это же время домой к бабушке, вызванной в школу, возвращается Карина. Зарисовка из жизни девочки сдобрена такими сочными кулинарными описаниями блюд, которые Карина выбирала в киоске, резко контрастировавшими с муками голода, которые испытывает Феликс, что слюна непроизвольно выделяется сама. И конечно же, дети встречаются.
«Так соединились детские сердца – так узнала мама моего отца» - пел Сергей Крылов. Эта ситуация, думаю, очень подходит к встрече героев Сергея Владимировича. Две одинокие души – круглый сирота, и просто одинокая девочка встретились, и постепенно разговорившись, познакомились. Лирика ситуации смягчена непревзойденным юмором, исходящим от «отмороженной» Карины. Никакая она не отмороженная, это лишь маска для посторонних, на самом деле Карина – добрая, отзывчивая, душевная и заботливая девочка, и сцена, когда она, от души пожалев голодного, замерзшего, несчастного, одинокого Феликса, приглашает его к себе домой, это сполна подтверждает. Подкрепляя это впечатление, Карина подбирает еще и уличного котенка, чтобы передать его неравнодушной соседке. Котенок – лишь проходной эпизод, а знакомство с Феликсом – это куда серьезнее. Это нечто большее, чем простое уличное знакомство. Это – судьба.
Уже когда представленная на суд уважаемой публики рецензия вовсю писалась, уважаемый Сергей Владимирович написал вступление к «Одиннадцатой заповеди». В ней нас ждала встреча с нашими старинными знакомыми – Витишем и Мишей Канашенковым. Однако, радость от встречи оказалась преждевременной – из кабинета следственного отдела дохнуло недетским Злом – в Городе происходят похищения девочек разных рас. От скупых реплик героев сразу дохнуло сырой затхлостью подвала. безнадежностью запертых там пленниц и могильным тленом. И моментально в душу закрались опасения за судьбу Карины – она по всем статьям подходит таинственным похитителям. Будем надеяться, что уважаемый Сергей Владимирович развеет их в дальнейших продолжениях. Ну или сделает так, чтобы его новая книга закончилась так же, как и первая ее часть – торжеством справедливости и победой добра над злом.
После завершающих строк прекрасной повести «Не ставьте лешему капканы» в душе возникает вопрос: «Что, неужели все?» Сказка кончилась и мы уже никогда (страшное слово!) не узнаем историй из жизни зачарованного мира, созданного совместной фантазией Голландца Шульца и Альберта. Но нет, сказка не кончилась – Сергей Владимирович Бузинин решил продолжить свое произведение, подарив своим читателям огромный праздник
«- Эй, блохастый! Ты монеты принес?!»
С этой грубоватой фразы начинается новая… С первых же строк знакомимся с новым героем, чьими глазами для нас будет открываться удивительный мир, созданный фантазией Сергея Владимировича. В отличие от Миши Канашенкова, его новый герой не милиционер, и вообще не имеет отношения к правоохранительным органам или спецслужбам хотя бы в силу возраста – Феликсу всего четырнадцать лет, это взъерошенный, ершистый, но добрый и храбрый мальчик-оборотень, умеющий превращаться в кота.
В этот раз Сергей Владимирович приблизил возраст своих героев к сказочной аудитории: герои первых глав – дети-подростки. Но проблемы, перед которыми их ставит Автор, совсем не детские. Феликс – сирота, воспитывается в детском доме, и с первой же строки попадает в большие неприятности. Гроза всего интерната, мелкий уголовник Федька Барыкин требует у него денег за покровительство. Фактически это статья 163 УК РФ – «вымогательство» и оттого, что деяние совершает ребенок, оно не перестает быть преступлением. И неважно, что сумма выкупа, который должен заплатить Феликс, смехотворна – где взять даже такую сумму сироте? Ситуация усугубляется еще и тем, что Феликс искренне презирает приблатненного Барбароссу и его приятелей, справедливо считая его негодяем, и не боится говорить это в глаза. Он, одинокий сирота без друзей, не боится грозы всего интерната. Смелость, граничащая с безрассудством, но именно это сразу в нем и подкупает. Он не стесняется называть мерзавца мерзавцем, и готов, пусть в меру своих пока невеликих сил, постоять за справедливость. Жаль только, что в начале произведения такая правильная гражданская позиция приносит Феликсу одни лишь неприятности: Феликса еще и избили, и лишь появление пропойцы-сторожа спасло несчастного сиротку-оборотня. Куда идти? К друзьям? У Феликса их просто нет, он – одиночка, и от этого его судьба еще более трагична. Сергей Владимирович как будто бы специально поместил героя в самые неблагоприятные условия, какие только возможно себе представить: интернат, местный уголовник во врагах, отсутствие друзей, а затем еще и неправильная реакция взрослых, от которых зависит судьба этих и без того обделенных любовью детей.
После драки во дворе интерната Феликса доставляют в кабинет завуча, Марьяны Павловны. Казалось бы, злодеи из шайки Федьки Барыкина должны получить по заслугам, а Феликса педагог должна пожалеть и обогреть, но из диалога персонажей узнаем, что дело обстоит совсем наоборот: так называемый педагог, грозит своему воспитаннику милицией. Она совсем не понимает, что движет Феликсом, а в дальнейшем становится понятно, что завуч даже не владеет информацией о том, что происходит в ее же интернате. Добропорядочный мальчик Федя Барыкин» и его друзья, мучители всего интерната, оказывается, помогают администрации поддерживать порядок.
«А у нас главное что? – женщина резким движением надвинула очки на переносицу, - правильно – дис-цип-ли-на!». Ага-ага, а про то, что в интернате процветает террор и вымогательство, она даже не в курсе. Главное, чтобы дисциплина была в порядке и в документах полный ажур. До горечи знакомая позиция чиновников – не педагогов – чиновников от образования, неприятно сближает мир произведения с нашим миром.
«Еще одна такая выходка, еще одна драка и я сдам тебя в спецучилище. Пусть с тобой милиция возится, а мне драчуны и бузотеры в моем интернате ни к чему!» После таких слов, произнесенных педагогом, в финале первой выкладки становится очень грустно и тревожно за судьбу хоть и ершистого, но глубоко симпатичного мальчишки Феликса. Он один в жестоком и неправильном взрослом мире, и этот мир, увы, против него.
В дальнейших выкладках Сергей Владимирович продолжает раскрывать характер Феликса. Читатель узнает, что оказывается, однажды мальчика хотела усыновить приличная с виду чета преподавателей химфака местного университета. Взяли – а через несколько дней вернули обратно, когда чадо, прочитав пару книг по химии, что-то взорвало. Обычная история людей, оказавшихся не готовыми к призванию родителей, и даже не понимающих, какую подлость они совершили – и огромная трагедия для Феликса! Еще одно предательство. К чести мальчика, следует сказать, что он не озлобился – на память о том периоде осталась лишь любовь к практической химии, от которой плохо пришлось всему интернату. Неуемная энергия плюс химические реактивы… результат нетрудно себе представить. Как финиш – пожар в туалете интерната, после которой Феликс был сдан на поруки учителю химии. Здесь Феликсу, пожалуй, повезло – ему попался умный, сострадающий, интеллигентный учитель старой формации. Он, скорее всего, не знает, как включать компьютер и как пользоваться электронной доской, но зато наделен главным качеством настоящего педагога – он искренне неравнодушен к своим ученикам, готов переживать их радости и сопереживать в беде. И дети, безошибочно чувствуя это, сами тянутся к пожилому химику. Увы, но этот тип учителей постепенно покидают свою профессию, уступая место учителям новой формации. Но рецензия не об этом.
К сожалению, страсть к экспериментам подвела Феликса и там: в результате одного из них взорвалась половина реторт в классе. Виновника же преподаватель обязал купить новые. Сразу вспоминается классическое сказочное задание: пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. В нашем случае предмет поиска известен: обычная химическая посуда, то, куда надо идти, в общем тоже. Сама собой напрашивается аналогия с «Не ставьте лешему капканы», где перед Мишей Канашенковым сразу поставлена была задача добраться до здания горотдела прокуратуры. Выполняя ее, лейтенант юстиции попал в несколько забавных ситуаций, а заодно открыл нам часть созданного фантазией Автора мира. В этот раз Сергей Владимирович не стал отступать от своих принципов построения сюжета: новое произведение также начинается с задачи, поставленной перед главным героем произведения. В какие дебри сказочного мира заведет храброго, умного и симпатичного героя процесс выполнения этой задачи - мы пока не знаем. Сказка еще не окочена.
Карина.
После вступления от имени Феликса, повествование, написанное Сергеем Владимировичем в соавторстве с Владимиром Викторовичем Геллером, переходит в другое учебное заведение, к героине нового произведения.
Из школы интерната мы переносимся в городской лицей с математическим уклоном. Учебное заведение мы видим глазами его директора, Марины Васильевны Глаголевой. Когда-то она, появившись в этой школе в сорок шестом. Старшим лейтенантом запаса, всю жизнь проработала там, создала на ровном месте сильнейшую математическую школу в городе, а затем, уже в новые времена, превратила ее в элитный лицей. Сама, поскольку перед чиновниками от образования не пресмыкалась и не собирается. Учитель советской школы… Напрасно директор ищет причины своего долголетия – столько не работают и не живут – в каких-то тайнах своей семьи. Читатель понимает, что на самом деле поддерживает эту волевую женщину – преданность своей профессии и любовь к детям. Даже звонок в ее учебном заведении повторяет тот ветхозаветный звонок, по которому входила в класс она сама. Все равно, какие указы издает городской комитет образования – в этом лицее все остается по-прежнему. Атмосфера советской школы, с ее интернационализмом и моральными устоями, на которых росли наши родители, обволакивает со всех сторон. Даже сынок городского мэра здесь получает по заслугам, а прибывший на расправу городской глава отчего-то потерял весь свой грозный вид, прекратил орать и выскользнул из кабинета Глаголевой нашкодившим первоклашкой. Впрочем, речь снова не об этом.
В тот самый миг, когда здоровяк Серега Шпалов собирается забросить куда-то далеко маленького стукачка Ап-Тоира, его руку, заломив палец приемом из арсенала спецназовцев, перехватывает худенькая востроносая девочка с двумя косичками. Что характерно, на хулигана Шпалова она смотрит сверху вниз, уступая ему в росте. Эта черта говорит нам: новая героиня – прирожденный лидер. Одноклассницы ей завидуют и злословят, конечно – стоит где-то появиться худышке Карине, как все внимание мальчишек переключается на нее, они ее уважают и слушаются. И не потому, что ее папа «то ли бандит, то ли мент, а потому что чувствуют в ней своего человека. А ее энергетики хватит на десятерых, и этой своей энергией она щедро заряжает окружающих, направляя их энергию в мирное русло. Компания хулиганов, игравшая вместо мяча толстеньким Ап-Тоиром, вместо веселой, но нехорошей забавы, принимается расчищать сугроб во дворе школы. Серега Шпалов, конечно, возражал, но, проиграв спор Карине, был вынужден заняться общественно полезным трудом вместе с друзьями. А Карина якобы по задумчивости, чуть было не сорвала урок физики и не прогуляла свой урок химии. В этой девочке столько энергии, что ей некогда помнить о таких мелочах, как учебный процесс.
Мимоходом мы узнаем маленькие, но значимые вещи: папа Карины – майор, командует элитой армии – солдатами спецназа ГРУ и при этом уверен, что его худенькая дочка – счастье. И сразу вырисовывается семейная атмосфера, и даже личность папы, которого мы даже и не видели. Создать характер персонажа всего одной фразой – это ли не признак мастерства истинного Мастера? Сергей Бузинин владеет данным приемом в совершенстве.
А вот далее у героини начинаются проблемы. По аналогии с Феликсом, опять с химией. «Химию Карина не любила. Ни с самим предметом отношения не сложились, ни с учителем… …Остроумная и неглупая химичка свой предмет знала отлично, умела и объяснить толково и заинтересовать. Вот только ее остроумие оказалось каким-то особенно злым: даже незначительная оплошность любого из учеников высмеивалась столь унизительно, что казалось, учитель специально старается смешать провинившегося с грязью. А может, именно этого Тамара Васильевна и желала, вымещая на подопечных свою обиду на несложившуюся личную жизнь.» Несколькими фразами авторы описали и судьбу человека и его характер и обстановку в школе на уроке, а также объяснили причины поведения Карины во дворе: оказывается, она просто не хотела идти на химию! И кто теперь смеет ее в этом упрекнуть? А еще выясняется, что Карина, как и Феликс, одинокий ребенок. Родители, занятые на работе, не всегда могут уделить внимание дочери, а в школе друзей у нее тоже нет. Мальчишки, даже старше нее, ей восхищаются – она крутая, она такая, какими они сами хотят быть, но не дружат, а о дружбе с девочками не может быть и речи .Женская дружба – понятие специфическое, и женщине-лидеру очень тяжело найти себе подругу, тем более, в подростковом возрасте. Так что друга, прислонившись к плечу которого, можно было бы разделить тяготы и радости школьной жизни, у Карины нет. В дальнейшем клубок проблем, преследующих Карину, делается все гуще: тут неприятности из-за проказ, и сплетни, относительно отношений Карины все с тем же Шпаловым. Одноклассницы распустили сплетню, что у них любовь. Читательницы - вспомните себя в этом возрасте, представьте себя на месте Карины и поймёте возмущение, негодование и стыд, который испытывает Карина, когда учитель (УЧИТЕЛЬ!!) рассказывает ей эту сплетню. Главное - сам в нее верит. Читатели – поверьте на слово: в этот момент Карине очень некомфортно. Неприятный человек этот Арчибальд Свендовидович. А Карина в этой школе учится и вынуждена ходить на уроки данного преподавателя минимум, один раз в неделю. Возвращаюсь мыслями в начало рецензии и убеждаюсь, что даже в хорошей школе дети вынуждены расхлебывать недетские проблемы, и, увы, в основном – из-за взрослых. Мастерство Авторов в том, что в созданных ими персонажах угадываются живые люди – Химоза ну очень похожа на учительницу математики из школы, где я училась, а Арчибальд Свендовидович каким-то невообразимым образом вместил в себя характер мужа этой математички, только преподавал он иностранный язык. Уважаемые Авторы, ну не придумываю я ничего – нарисованные Вами преподы как две капли воды похожи на учительскую чету, преподававшей в реально существующей школе! Что это – совпадение, мистика или величайшее писательское мастерство? Наверное, третье.
Вновь возвращаясь к личности Автора, снимаю несуществующую шляпу: серьезность повествования и недетскую проблематику, которые он затронул, Сергей Владимирович затем мастерски сбивает, рассказывая наполненную искрометным юмором историю из жизни военного городка, читая которую, трудно не свалиться под стул от гомерического хохота.
Итак, Феликс отправляется за химической посудой и во дворе интерната встречается со своими врагами – Федькой Барыкиным и его шайкой. На этот раз дело в основном, правда, стараниями острого на язык оборотня, доходит уже до поножовщины. Приблатненный парнишка, выведенный из себя, перешагивает черту, отделяющую мелкие пригрешения от уголовщины, и достает нож. К счастью, Феликсу удается отстоять жизнь и здоровье. Обратившись котом, он мчится в город, и, преодолев пустырь, оказывается на свободу. Увы, но неприятности не прекращают его преследовать: обратное превращение – из кота в человека, не получается и Феликс застревает в промежуточной форме, вызывая жалость и сочувствие. Вместе с ним мы заходим в магазин «Хозтовары», где опять – о эта магия Автора – я встретила еще одну знакомую: такая же тетенька, с характерным голосом выпивающего человека, работала в сельпо. И реторту она использовала, скажем так, не по назначению. А Феликса ждало жестокое разочарование: реторт и прочей химпосуды в продаже нет.
Расстроенный Феликс, пребывающий в пограничном состоянии – не кот, но и не человек, идет по улице, испытывая муки голода (всем, кто читал, я думаю, было его очень жалко). В завершение, он, не решаясь вернуться в интернат пристраивается поспать прямо на лавочке на остановке.
И надо же такому случиться: в это же время домой к бабушке, вызванной в школу, возвращается Карина. Зарисовка из жизни девочки сдобрена такими сочными кулинарными описаниями блюд, которые Карина выбирала в киоске, резко контрастировавшими с муками голода, которые испытывает Феликс, что слюна непроизвольно выделяется сама. И конечно же, дети встречаются.
«Так соединились детские сердца – так узнала мама моего отца» - пел Сергей Крылов. Эта ситуация, думаю, очень подходит к встрече героев Сергея Владимировича. Две одинокие души – круглый сирота, и просто одинокая девочка встретились, и постепенно разговорившись, познакомились. Лирика ситуации смягчена непревзойденным юмором, исходящим от «отмороженной» Карины. Никакая она не отмороженная, это лишь маска для посторонних, на самом деле Карина – добрая, отзывчивая, душевная и заботливая девочка, и сцена, когда она, от души пожалев голодного, замерзшего, несчастного, одинокого Феликса, приглашает его к себе домой, это сполна подтверждает. Подкрепляя это впечатление, Карина подбирает еще и уличного котенка, чтобы передать его неравнодушной соседке. Котенок – лишь проходной эпизод, а знакомство с Феликсом – это куда серьезнее. Это нечто большее, чем простое уличное знакомство. Это – судьба.
Уже когда представленная на суд уважаемой публики рецензия вовсю писалась, уважаемый Сергей Владимирович написал вступление к «Одиннадцатой заповеди». В ней нас ждала встреча с нашими старинными знакомыми – Витишем и Мишей Канашенковым. Однако, радость от встречи оказалась преждевременной – из кабинета следственного отдела дохнуло недетским Злом – в Городе происходят похищения девочек разных рас. От скупых реплик героев сразу дохнуло сырой затхлостью подвала. безнадежностью запертых там пленниц и могильным тленом. И моментально в душу закрались опасения за судьбу Карины – она по всем статьям подходит таинственным похитителям. Будем надеяться, что уважаемый Сергей Владимирович развеет их в дальнейших продолжениях. Ну или сделает так, чтобы его новая книга закончилась так же, как и первая ее часть – торжеством справедливости и победой добра над злом.