О чём молчит хвостовик

Красота, изящество, функциональность японских мечей – тати, катан, вакидзаси, - уже давно известна всему миру. Каждый человек, увидевший хоть раз японский меч, восхищался изяществом формы и таинственным блеском линии закалки – хамон. Но если в глазах ценителя в первую очередь загорается интерес к клинку, то эксперт спешит добраться до скрытой части меча – хвостовика.

Что же такого можно узнать, сняв рукоять катаны? Многое. Ведь в отличие от европейских клинков, где клейма мастеров наносятся на пяту клинка, в японской традиции информация о мастере доступна только при полной разборке меча.

Но не только имя мастера, школу и даже время изготовления может показать хвостовик. Информация скрывается за самыми простыми, на первый взгляд, вещами – количеством отверстий для крепления рукояти, на какой стороне нанесена надпись и т.д. Обо всех этих нюансах мы попробуем рассказать нашему читателю.

В первую очередь, когда снимаем рукоять, мы видим отверстие для колышка крепления, удерживающего клинок в рукояти. Оно называются мекуги-ана. Как правило, у катаны и вакидзаси мекуги-ана одно, но иногда ближе к концу хвостовика катаны имеют еще одно отверстие. Для чего же делается еще одно отверстие. Вариантов два: если клинок достаточно тяжел и массивен, то второе отверстие, называемое синоби-ана, то есть скрытое или тайное отверстие, делалось для дополнительного запорного клина. Второй вариант встречается более часто, чем синоби-ана – в конце XVI века длинные мечи тати стали массово переделываться в более короткие и удобные катаны и делалось это с помощью подрезки хвостовика. Хвостовик обрезался на несколько сантиметров ниже мекуги-ана, при этом просверливалось второе, верхнее отверстие для нового запорного клина.

Еще одним доказательством того, что катана раньше была тати является сторона нанесения иероглифической надписи – мэй. Если мэй находится на левой стороне хвостовика, то перед нами однозначно бывший тати, а если выполнен на правой стороне, то мы имеем дело с катаной, даже если у нее два отверстия и обрезан хвостовик. Конечно, не все так однозначно, были мастера, которые делали надписи на правой стороне, изготовляя катаны, а были и такие, которые наносили надписи сразу на двух сторонах хвостовика. Но большинство мастеров традиционно придерживались принятых стандартов.

Сама иероглифическая надпись мэйтоже может иметь много значений. Самое распространенное – это конечно имя мастера сделавшего меч. Встречается даже дата изготовления – такой-то день такого-то месяца, а вот года нет – на его месте пишется нэн – девиз императора (эпохи), при котором жил этот мастер. До реформы 1926 года в Японии календаря не было, а точкой отчета бралась дата вступления на престол нового императора и провозглашения девиза правления (эпохи) – нэнго, например в 1868 году когда к власти пришел император Мицухито он объявил девиз своего правления Мэйдзи «просвещенное правление», который и стал названием целой эпохи – Мэйдзи. В 1926 году новый император Хирохито провозгласил эру Сёва – «сияющий мир», но одновременно ввел в Японии новый календарь по образцу григорианского – Национальную систему эр (НСЭ). Базовой точкой отсчета нового календаря был взят 660 год до н.э. – по легенде год основания Японии. Национальная система эр стала использоваться во всей официальной документации Японии и в частности для датировки предметов военного назначения, поэтому японские военные мечи могут иметь интересный казус – например, принятые в 1934 году на вооружение японской армии мечи назывались армейский меч (гунто) образца 2594 года (кратко – модель 94), при этом на хвостовике могла быть надпись – 9 год Сёва (1934 г.). В Японии до сих пор широко используют эти обе календарных системы наряду с европейским григорианским календарем.

Помимо этого в эпоху Хэйан (782-184 гг.) стал широко использоваться завезенный из Китая древний китайский лунный календарь это, основанный на 12 летнем цикле знаков зодиака (тигр, обезьяна и т.д.) и 5 летнем цикле элементов природы (дерево, огонь, земля, метал, вода). Соединение знаков зодиака с элементами природы дает 60 значений, которые китайцы до сих пор используют для обозначения года. В Японии это использовали редко, однако в период Эдо (1600-1867 гг.) лунный календарь опять начал использоваться вместе с традиционным календарем нэнго.

Однако прочитать мэй может далеко не всякий, даже владеющие японским языком эксперты сталкиваются с непреодолимыми трудностями когда мэй написан в стиле сосё – скоропись.

На что же тогда еще смотреть, если невозможно прочитать надпись, а возраст меча надо определить сразу? На цвет ржавчины хвостовика. Традиционно хвостовик японского меча никогда не чистится, даже если его переодевают в новую рукоять. Почищенный и полированный хвостовик сразу снижает ценность клинка и тут уже будет не важно, какая надпись и какой мастер этот клинок сделал. Поэтому присмотритесь внимательно – если хвостовик светло-коричневый (ржавый), то это меч середины ХIX–ХХ века их называют гендайто (новейшие мечи), более темный – это уже с конца XVI - до середины XIX вв. их называют синто (новые мечи). Старинные мечи кото имеют хвостовик почти черный.      

Еще одной особенностью подлинного японского меча является опиловка и подрезка хвостовика. Ясури-мэ – опиловка или насечка напильником тонких, глубоких или поверхностных линий по хвостовику. Конкретную информацию ясури-мэ не несет, однако является «фирменным» стилем школы в сочетании с ката – формой обрезки хвостовика указывает эксперту подлинность мэй. Соответствие подписи мастера и его школы с ясури-мэ и ката – это обязательное условие подлинности японского меча.

Поэтому, готовясь приобрести старинный японский меч, обязательно снимите рукоять и посмотрите, что вам поведает молчаливый хвостовик.   

Фотографии: