Александр Конторович и Фаина Савенкова – вековечная борьба добра со злом

Взрослые уже ни во что не верят. Они с легкостью начинают войны и обесценивают жизнь. Изменить будущее могут только дети, ведь они не забыли, что значит искренность. Война между добром и злом будет идти вечно. И тот, кто победит в этой битве – будет править миром. Война на Донбассе – это маленький эпизод из этой вечной битвы между совилами и барсиками, длящейся со времен сотворения мира. Скоро роман Александра Конторовича и Фаины Савенковой «Стоящие за твоим плечом».

Александр Конторович

Как и почему вы стали писать вместе с Фаиной Савенковой?

Мы познакомились с ней в 2019 – в Донецке. На первом фестивале «Звезды над Донбассом». Сидели вместе за одним столиком в столовой, там и разговорились. Слово за слово… так вот и пошло. Так что когда встал вопрос о написании сборника рассказов по итогам первого фестиваля, то для меня вопрос с соавтором был очевиден.

Но ведь вы с ней – совершенно разные авторы. Она пишет короткие эссе и театральные пьесы – а вы, боевую фантастику…

Так всё новое и рождается на стыке разных направлений! Перед нами, на тот момент, и не стояла задача описывать военные действия – там и без нас достаточно опытных авторов. Идея была в том, чтобы написать абсолютно мирную вещь – добрую, но не слащавую. Так и получился рассказ «Учителя и ученики». Про обычных мальчишек – и про необычных котов. И он вышел совершенно неожиданным – для всех. Если большинство прочих рассказов в сборнике критиковали (в основном – по злобности и вредности, из-за отсутствия реальных причин для объективной критики) то вот на этом произведении злопыхатели как-то «подвисли» – не нашлось аргументов.
Скажу больше – этот рассказ послужил, так сказать, прологом. И сейчас мы с Фаиной пишем уже полноценный роман на этом материале. Так сказать продолжение нашего рассказа. Написано уже больше половины. Рабочее название – «Стоящие за твоим плечом».

Почему такое название?

Так за каждым человеком, если обратиться к древним сказаниям, кто-то стоит. Это могут быть не только родные и близкие, может быть и вовсе даже иные сущности… Есть добрые силы, есть и иные… Об этом и роман – о вековечной борьбе добра со злом. И о тех, кто стоит по обе стороны этой борьбы.

Вам не трудно писать вместе?

Ничуть. Мы прекрасно друг друга дополняем.

И кто у вас, если так можно сказать, ведущий?

Сначала мы договариваемся – кто и о чём вообще пишет. В каком ключе – это каждый выбирает сам. Обмениваемся кусочками текста, потом уже готовыми эпизодами, домысливаем и обсуждаем дальнейшее развитие событий. Иногда требуется прописать связующие вставки – это обычно делаю я. В прошедшем году, на очередном фестивале «Звезды над Донбассом» я читал вслух фрагмент нашего рассказа – никто даже и не заметил, что этот фрагмент писали два разных человека.

У вас пятидесятилетняя разница в возрасте! Это не мешает?

Ничуть. Я общаюсь с Фаиной ровно так же, как и с любым возможным соавтором, не делая скидок на возраст. И она прекрасно всё понимает.

Но ведь она видит мир совсем иначе, нежели вы.

Это-то и хорошо! Нам всем полезно бывает посмотреть на происходящее и таким образом. А тут есть такая превосходная возможность. И очень хорошо, что она есть!

Ваши совместные планы имеют какое-то возможное продолжение, или всё сосредоточено только на пищущемся сейчас романе?

Имеют. Уже есть проект нового произведения. Да и для нового сборника рассказов по итогам фестиваля 2020 года мы уже написали ещё один рассказ. И он вышел совсем непохожим на первый. Те, кто уже успел его прочесть, сначала даже и не знали, как на него реагировать – настолько это получились разные вещи.

И чья это идея насчёт нового романа?

Фаины – целиком и полностью. Хочу сказать, что настолько полно прописанного синопсиса я не встречал уже очень давно. Заканчиваем первый роман, и переходим к следующему.

Фаина Савенкова

Это правда, что ты пишешь первый роман? Ты же драматург, пишешь небольшие эссе и рассказы, почему тебя потянуло писать роман? Еще и фантастический, да в соавторстве с таким известным автором?

Сама история показалась интересной, но в рассказе раскрыть некоторые детали или развитие дальнейшего сюжета просто невозможно. Когда после фестиваля «Звезды над Донбассом-2019» участникам предложили написать рассказ, мы с Александром Конторовичем решили, что точно будем писать о котах и постараемся не касаться войны. И, знаете, оказалось, это очень сложно. Но у нас получилось. Еще тогда Александр Конторович сказал, что из этого рассказа может получиться хороший детский роман. Мы долго обговаривали персонажей, их историю и собирались с силами для написания. Ладно, собирались с силами не мы, а я. Было очень страшно браться за большое произведение, тем более в соавторстве с известным писателем. Но работа идет и скоро наша совместная работа увидит свет.

Почему этот роман так важен для тебя?

Для этого есть несколько причин. Помимо того, что это первая настолько большая работа для меня, «Стоящие за твоим плечом» – возможность взглянуть на события на Донбассе немного иначе. Пока об этой войне у нас пишут в основном взрослые писатели и участники боевых действий.

Скажи, как тебе работается в соавторстве? Александр Конторович много от тебя требует?

С того времени, как я начала писать, учителя редко меня хвалили, тем более попусту. Ко мне относились, как к взрослому писателю и драматургу и к работам такое же отношение. Скидки на возраст обычно не делают. Меня, конечно же, не ругают, но что-то объяснять и помогать в чем-то приходится. С Александром Конторовичем очень приятно работать. С ним можно посоветоваться, он умеет объяснять сложные для меня моменты. В чем-то мы понимаем друг друга.

Как ты относишься к успеху и известности в таком возрасте?

Стараюсь сильно не обращать внимание. Что-то написано, что-то напечатано, но еще больше не написано и только предстоит напечатать. Так что похвалили – хорошо, но двигаемся дальше. Больше расстраивает негатив. Как говорит мой учитель: «Отращивай толстую кабанью шкуру». Я такую пока не отрастила, но на роль маленького кабанчика претендовать могу. Конечно, очень обидно, когда о тебе пишут или говорят плохо, тем более, если не объясняют причину. С другой стороны, как раз на последнее и не стоит обижаться из-за того, что человек не может даже объяснить что не так. А если человек объясняет что ему не нравится, при этом, критикует произведение, а не тебя, то это повод задуматься. Всем не угодишь, но иногда нужно посмотреть на свое произведение со стороны и такая критика бывает полезной.

Вернемся к роману. О чем он?

Не буду много спойлерить, скажу только, он о детях и борьбе добра и зла за их души. Сейчас сложно понять где добро, где зло. Какую из сторон выбрать зависит только от нас. Об этом и книга.

Одними из персонажей являются большие коты – барсики. Расскажешь кто они?

Идея сделать котов персонажами сначала рассказа, а потом и романа, появилась, когда на фестивале «Звезды над Донбассом-2019» мы ездили на Саур-Могилу. Там, у подножия, вокруг техники ходила непонятно откуда взявшаяся белая кошка. Как и Александр Конторович, я люблю котов, поэтому стало интересно, откуда она там появилась и что делала. Как сложилась ее судьба – не знаю, но именно та белая кошка, с которой сфотографировалась половина писателей, и стала прототипом барсиков. Наши книжные коты – это защитники, оберегающие детей. Поскольку действие происходит в послевоенном Донбассе, то работы у них много.

 

Источник: http://www.donbass-insider.com/ru/2021/01/21/kontorovich-savenkova-vekovechnaya-bobra-dobra-so-zlom/