Ворчание по играм

Вот мне тут много вопросов задают относительно возможного сотрудничества с различными нелитературными проектами. Замучился уже каждому отвечать, попробую всем и сразу.
Оговорюсь - с кино будет отдельно, тема тяжкая и неподъемная. Сразу всего не напишу.

Коснусь того, что уже завершено и о чём могу писать со спокойной душой.

Игровая индустрия.
Тема, что и говорить, интересная для многих.
Я не имею в виду написание книг в стиле Лит-РПГ - это вообще не ко мне, для этого специальные авторы есть. Тот же Дмитрий Рус - он тут признанный авторитет, его и пытайте.
 Сотрудничество с игроделами бывает в двух основных видах.
Сценарное или, выражаясь их языком, геймдизайнерство.
Интересно, заманчиво и денежно - платят там хорошо.
Тут немного и мне поработать в своё время пришлось (проект "Wizard Words"). Это тоже тема отдельной статьи, не всем сейчас интересной. Во всяком случае, спрашивают об этом мало, народ больше книги интересуют.
Здесь опыта у меня больше.
Три проекта.
Пресловутый "Сюрвариум", проекты Варгейминга и новый - "Побег из Таркова". Согласитесь, что уже можно и кое-какие итоги подвести…
Итак - хронологически.

"Сюрвариум".
Задумывалось широко. Игра, всякие побочные штучки-дрючки, сувениры и книги. Игра так и не вышла из стадии альфа-теста, сувениров наклепали кучу - и многое даже продали.
Два года вяло тянулась переписка по возможному написанию книг по миру Сюрвариума. Так ничего и не вышло… по-моему, никто дальше переписки и не продвинулся.
И - слава Богу!
Сейчас не отмылся бы - "как, и ты в этом …. участие принимал?!"
Не принимал, повезло…

Почему так вышло?
Ну, Украина же… все наперекосяк у них там.

"Варгейминг" - он же, издательство "Тактикалл-пресс".
Сразу скажу - таких качественных книг я не видел уже давно. И сейчас не вижу. Подошли к этому ребята крайне серьёзно, обстоятельно, со всеми авторами переговорили лично и не один раз.
То, что в итоге попало на книжные полки, радует глаз и приятно читать.
Гриша Пернавский, надо отдать ему должное, процесс выстроил очень качественно.
Не его вина, что на каком-то этапе руководство компании (Варгейминга, я имею в виду) приняло решение о закрытии проекта. Мол, литература нам не нужна…
Спорно, но… им с горы виднее.
Мною были написаны для них две книги. К сожалению, в "Тактикалл-пресс" их выпустить не успели - проект закрылся.
Эти книги вышли позже, отдельной серией, под общим названием "Пограничник".
Надо отдать должное, компания перед всеми извинилась, объяснила создавшуюся ситуацию и вернула авторам все права на их произведения. И денег не забыли заплатить - что в наше время редко встречается…

Так что, к ним у меня осталось очень доброе отношение. И во всех их проектах я участвовать всегда готов.

Новый проект - "Побег из Таркова".
Масштабы… "Сюрвариум" отдыхает. Та же тема - но намного больше и обширнее.
Интереснее, не спорю. Захватывающе и многообещающе.
Настораживало только одно - месторасположение конторы.
Питер.
Что такое "ЧПХ" - думаю, и без меня многие в курсе.
"Чисто Питерская…." - ну, там, дальше всякий своё добавляет. За всю свою жизнь я не помню сам и не знаю у друзей ни одного успешного совместного проекта с Питером. Вот так уж получилось… не знаю, почему.
Но - договорились как-то. Подписали даже договор о неразглашении конфиденциальной информации, которой, правда, так и не последовало. Всё, что нам в итоге прислали, можно было спокойно на официальном сайте игры скопировать.
Когда я пишу - "мы", то это именно так и следует понимать - я туда не только сам влез, но и много кого ещё по дурости втащил. Лопух, чо… И ладно бы только своего собрата-писателя…
Ладно, стали работать. Договорились даже с Амазоном и Гуглом. И ещё много с кем - тема ТАМ (в смысле - за бугром) понравилась, да и имена были достаточно известные. Можно таких продать - и вполне успешно. Ну и игру, соответственно, раскрутить.
А дальше… Питер…
Отвечать нам перестали, да и сама игра что-то не заладилась. Обещали альфу в апреле, а бету летом. Релиз уже зимой. По факту же - кое-как ползет альфа, в которой только в этом месяце появился онлайн. Это в онлайн-шутере-то?
Обещанного всем авторам будущих книг доступа к альфа-тесту никто не получил. Купили сами - надо же хотя бы посмотреть то, о чем писать собираемся?
Посмотрели…
И все оттуда ушли, я последним оказался, ещё надеялся на что-то.
Ответы же были… весьма странные. Такое впечатление, что их писали разные люди, незнакомые с предметом обсуждения.
Но, так или иначе, а нужный ответ таки пришёл - литературный проект закрыт и все свободны. И всё…
Ну, мы народ битый, и не такое в жизни встречалось.
Тексты книг переделали, дабы в конфликт с конторой не вступать. Всякое упоминание об игре оттуда выбросили, и даже сюжет изменили - чтобы и вовсе вопросов не возникло бы ни у кого и никаких. Постап… и всё тут. Ни имён никаких, и даже отдалённых совпадений в названиях и именах. Типа второго Чернобыля - только по другой причине.

Итог.

Никому не советую связываться с любым проектом, который ещё не состоялся. Настоятельно не рекомендую без подписанного договора даже авторучку в руки брать - вам никто и никогда за это не заплатит.
Заграничное расположение компании - не панацея, вспомните "Сюрвариум". Кинут, как дома, и ничего вы не докажете. Даже и подписанный договор не всегда спасает - или вы готовы судиться в Лондонском суде?
Громкое имя конторы и мощный пиар в интернете - ни о чём вообще. Люди себя рекламируют и свой продукт, а вы-то здесь с какого бока прилепились? Любой проект надо, прежде всего, продать - над ним люди работали, им за это платить надобно!
Вот, когда напишут, что там есть ещё и ваша книга! Впрочем - не напишут, не обольщайтесь.
Поймите, что собственно ИГРА - это одно.
А всё, что с нею связано - это уже вторично (если не сказать хуже…).
Вы, независимо от громкого имени и талантливости, всегда будете в глазах игродела посторонним человеком, который пытается примазаться к ЕГО славе. Да ещё на этом и заработать!
"Посмотрите, как соседский кот отъелся на наших мышах!" (с)

Р.S.

Тут мне намекают по поводу "Сталкера".
Мол, посмотри, какой мощный проект получился!
А когда вышла первая книга по нему?
Сколько новых версий игры успели уже ДО того выпустить создатели?
Так я и сам могу много чего припомнить - тот же "Вархаммер", например…

И во всех случаях - СНАЧАЛА вышла собственно игра…

Так что - модное слово "стартап" - в литературе, увы, неприменимо.

Думайте сами…