Сколько лет я бился с неведомыми "мастерами", которые их клепали. Что только на них не рисовалось! И текущая вверх из раны кровь, и кроссовки на ногах солдата времен Отечественной войны… всё было.
Впервые со мной стали советоваться по всем вариантам обложки только тогда, когда мои книги стали выходить непосредственно в ЭКСМО. Уф-ф-ф-ф! Кирпич с души.
С моей.
А у многих он так там и остался лежать. Что поделать, в ЭКСМО не так уж много хороших художников, на всех не хватает. И, увы, им приходиться хлебать это полной ложкой. Пожелания автора в плане обложки и рецензии традиционно никому не интересны - менеджер по продажам лучше знает, что надо там написать и нарисовать, чтобы книгу быстрее бы хапнули. Соответствует это содержанию книги или нет - тоже никому не интересно. Что потом скажут обманутые читатели - ему фиолетово, ибо книга продана, стало быть, задание выполнено.
А ведь придирчивый читатель фамилию автора запомнит… и в следующий раз его книгу и в руки не возьмёт.
Здесь можно задать вопрос - как с этим воевать?
Никак.
Ибо, подписанный договор зачастую и не предусматривает процедуры согласования автором таких "мелочей". Я уж молчу про вычитку гранок - вообще не помню такой процедуры. Хорошо, если хоть сверстанный текст пришлют, хотя и это делают далеко не со всеми авторами. По факту вы вообще можете не узнать, когда выйдет ваша книга - об этом тоже никто вас уведомлять не обязан.
"И всё-то у вас так!".
Ага.
Вы чего-то иного хотели? С бодуна ли? Капитализм на дворе! Всё решают деньги!
Менеджеру поставлена задача, и он её исполняет. Читать текст ему попросту некогда…
Вот в том-то и беда, что издательства вынуждены зарабатывать деньги - наши с вами книги стали обычным товаром. И как всякий товар его стараются продать подороже.
Не вышло дороже?
Качество не того?
Что ж, продадим больше серой низкокачественной писанины - тоже, между прочим, выход…
И, наконец, наступило то, к чему мы все (и авторы тоже - это ведь ваши книги стали товаром? Таким же, как еда или памперсы - разница только в товарном коде) так доблестно спешили…
На этот рынок пришли те, кто реально умет там работать. Я имею в виду - на рынке, не в книгоиздании.
Т.е - большой бизнес пришёл.
В отличие от наших издательств, которые вынуждены экономить на всём (что не всегда плюс), большой бизнес имеет серьёзную финансовую подушку.
Он может не спешить - угроза неминуемого разорения над ним не висит, есть прочие направления работы, которые приносят им деньги.
Демпинговать - тоже может.
В отличие от тех, кто всю жизнь печатал книги, а потом переквалифицировался в бизнесмена, большой бизнес занимался совсем другим.
Он учился работать на рынке.
И научился.
Раз уж мы поставили во главу угла не грамотного редактора, а менеджера по продажам, то вопрос в появлении крупных акул бизнеса на книжном поприще встал во весь рост. И все попытки их отогнать успехом не увенчались.
У нас очень не хотели появления на рынке Амазона - громадной конторы, которой по зубам схавать чуть ли не весь наш книжный рынок.
Он пришёл.
И не один - тут вам и эппловская книжная лавка и гугловская…
Их реально больше, и они, даже в одиночку, тупо богаче всех наших издательств, вместе взятых.
Могло бы помочь государство - но у него своих забот выше крыши. Не поможет, некогда ему.
Государственной политики в области книгоиздания нет. И не слышно, чтобы этим вообще хоть кто-то там занимался.
"Кошка бросила котят…" Дальше сами можете дописать.
Да, пока все забугорные гости не печатают книг. Им это не надо - они на электронных продажах живут. Там, где все наши площадки проигрывают вчистую.
По всем статьям.
Тут, ясен пень, надо и пиратам "большое спасибо" сказать. Ибо текст, который пришёл в издательство, для выкладки его на тот же Литрес, появляется на пиратских сайтах гораздо раньше, чем в магазине.
И кто после этого купит книгу на Литресе?
Я уж вовсе молчу за печатную книгу - она и стоит-то дороже.
Посетители пиратских сайтов ничего не покупают.
Странное дело, но я что-то не припоминаю, когда на эти сайты утекали тексты с Эппл-стора…
Так что не стоит ожидать больших благ от продажи собственных книг в наших магазинах. Тем паче, что и тут вездесущие менеджеры подсуетились, усложнив процесс получения автором денег за электронные книги до невозможности.
За три года продажи моих книг через издательство, я получил меньше, чем получаю сейчас за квартал.
Всего-то и дел - надо было поручить эту работу СВОЕМУ агенту, а не ждать милости от неведомого менеджера.
Здесь, полагаю, от меня все ждут какого-то рецепта - как выйти из создавшегося положения? Тем более, что сейчас стало модным выступать со всевозможными мастер-классами и лекциями, обучая начинающих авторов нелёгкому писательскому мастерству.
Обломаю всех - у меня такого рецепта нет. Ибо в создавшейся ситуации начинающему писателю (не "молодому талантливому автору") практически невозможно в одиночку пробиться к заслуженной славе. А помощников… их до смешного мало. Почти и нет. Грамотных литагентов я могу сосчитать по пальцам одной руки.
На всю страну.
А издательствам - не до вас, с вашими запросами и проблемами.
Им бы самим выжить…
Рынок, мать его!
И даже традиционное напутствие - "не можете не писать - пишите!", здесь не прозвучит.
Не пишите.
"Я не хочу быть повар-скороварка в стандартный отель!"(с) - Артур Хейли, "Отель".
И я тоже не хочу стать "серийным писателем-скороделом", наспех ваяющим очередной "коммерс" (с) об очередных попаданцах.
Вы хотите?
Не смею мешать…