Автор vs издатель

Модераторы: ХРуст, Александр Ершов, ВинипегНави, HoKoNi

Re: Автор vs издатель

Сообщение Александр Ершов » 08 май 2015, 01:43

Для удобства уберем из списка университетские и сугубо специализированные издательства (хотя там тоже достаточно интересные подвижки происходят).
Что нас интересует?
Начнем с мелочей.
Нижний порог вхождения в ТОП. В 2013 для этого хватило 174 наименований, общим тиражом 27 800 экз. Почему так мал суммарный тираж? В рейтинг попало издательство "Авторская книга". Желающие могут посмотреть в тырнете, как оно работает. Так что ничего удивительного нет, там все изначально заточено под малотиражку и печать за деньги автора.
Что в этом году? Снова 174 наименования, издательство "Флинта". Но уже с суммарным тиражом 76 700 экз. Да и зацепилась "Флинта в сотне, наверное чудом, скатившись с 56 места, занятого по итогам 2013 года. 44 позиция "минус", это много? Как видно из таблицы, еще вполне терпимо. Рекордсмен тут "Клуб семейного досуга" (книжный клуб). Упавший на 99-е место(!) с 10 места в 2013 году, с 1017-ю наименованиями изданных книг. За прошлый год досуг аудитории издательства пополнился только 175-ю названиями. Минус 89 позиций в списке, в 5,8 раза меньше ассортимент. Как говорится, комментарии излишни. Что-то руководство издательства упустило из вида при панировании и в процессе работы. Года четыре назад интересовался подходом этого издателя к комплектованию редакционного портфеля через знакомую, Елизавету Дворецкую. Она там в свое время окопалась капитально, ее книги оказались востребованы ЦА. Но вот работать они хотели с довольно узкой тематикой, куда привычная нам фантастика, АИ, попаданцы, фантбоевик, не вписывались. Славянская фэнтези - пожалуйста, книги для любителей ремесел - "дайте две!" (тм). Но сам факт такого резкого проседания как бы намекает, что думать издателям сейчас надо в самых разных направлениях.

Интересно сравнения списков за 2013 и 2014 года. В смысле: "а кого мы потеряли?" (в интересующих нас жанрах фантастики, фэнтези).
Оставляем за скобками всем известные фирмы, вроде ЭКСМО, АСТ. Если только они не попали под "сокращение" в прошлом году.
Вроде потерь совсем мало, три издательства выпали из ТОП-100 позапрошлого года.

В 2013 году они занимали следующие позиции:
76. Ленинград 207 834.8
Смотрим справку здесь: http://fantlab.ru/publisher1008 и тут: http://www.lenizdat.org/
Ранее в этой ветке уже рассказывали о некоторых сложностях при общении с ИД "Ленинград". Может быть теперь, когда дела у них пошли не лучшим образом, руководители издательства станут бережнее относится к авторам?
77. Мир искателя 203 768.2
Ищем на фантлабе: http://fantlab.ru/publisher1040
Есть смысл туда обращаться? У меня никакой инфы по этому поводу нет.
91. Яуза 185 711.0
А вот тут начинается печальная история. Заходим на официальный сайт "Яузы": http://yauza.info/
Читаем и слегка удивляемся: "Издательство "Яуза" основано в 1993 году. Сегодня "Яуза" - одно из крупнейших издательств России и ближнего зарубежья, выпускающее литературу множества популярных жанров."
Ребята, вы в 2013 году зацепились за ТОП-100 на девяносто первом месте. А в 2014 вообще туда не попали! "Одно из крупнейших", это точно про вас?
Поскольку Книжная Палата по таким издательствам статистику не публикует (хотя внутри самой Палаты она наверняка есть), то узнать суммарный тираж и количество изданных книг у "Яузы" за прошлый год можно только нудным поиском и подсчетом. Мне лениво.
Лучше посмотрим, как дела обстоят у нее в этом году.
Январь - 6 наименований, всего 16500 экз.
Февраль - 5 наименований, всего 15000 экз.
Март - 6 наименований, всего 13600 экз.
Апрель - 5 наименований, всего 13000 экз. (Из них 7000 экз. - тираж одной книги: А.Конторович "Пограничник. Когда светит солнце")
Май (запланировано) - 4 наименования, 8000 экз.
Итого за пять месяцев (в том числе только готовящихся к выпуску): 26 наименований (5,2 книги в месяц), общим тиражом 66 100 экз. (в среднем 13 220 экз. в месяц). Если экстраполировать данные цифры до конца года, то получим скромные 62,4 наименования, 158 640 экз.
Сравниваем с 2013 годом, и становится грустно. Падение по ассортименту в три раза, по суммарному тиражу - более чем в 4 раза.
Санкции ЕС и США виноваты?
Хотя, на самом деле, шутить совсем не хочется. Раньше "Яуза", пусть и со скрипом, аляповатыми обложками и феерически унылыми редакционными аннотациями, но выпускала приличное количество интересующей нас литературы. Если так и дальше пойдет, то кто сможет печататься в "Яузе"? Роман Злотников, снова с соавторами, каждый раз новыми, расскажет нам про очередного успешного манагера, попавшего в тело Екатерины Второй? А что, самая востребованная тема, да еще с изюминкой, мужик попадет в тело женщины. Не все же одному Поселягину забрасывать взрослых попаданцев в тело ребенка, которое моментально хочет перетрахать всех женщин в пределах досягаемости?
С детства не дают покоя три загадки: Куда идет дождь? В какой тональности свистит рак? Почему "Черный квадрат" Малевича висит вверх ногами?
Аватара пользователя
Александр Ершов

 
Сообщения: 2484
Зарегистрирован: 11 окт 2014, 21:21
Откуда: Истра, Московская область.
Карма: 1557

Re: Автор vs издатель

Сообщение Римма » 09 июл 2015, 11:38

В блоге Инессы Ципоркиной не так давно появилась статья, иллюстрирующее положение в современном российском книгоиздательстве:
http://inesacipa.livejournal.com/737089.html
Ссылка на блог Сергея Соболева, о котором идет речь в статье Инессы Ципоркиной. Очень понравилась вот эта запись, в которой особое внимание следует обратить на выдержку из интервью Бориса Куприянова, опубликованную в виде скрина. Собственно, лучше и не скажешь.
Нет повести печальнее на свете,
Чем... нет, не про Ромео и Джульетту,
И даже не про спирт без закуси,
А сага про мышей и кактусы.
(В. Тимофеев)
Аватара пользователя
Римма

 
Сообщения: 1464
Зарегистрирован: 08 окт 2014, 20:25
Откуда: Тамбов
Карма: 2197

Re: Автор vs издатель

Сообщение Александр Ершов » 10 июл 2015, 06:05

Много эмоций, аналитики почти нет. Та, что есть, отрывочна и не сведена в систему.
Ситуация, примерно с середины нулевых, в книгоиздании и книготорговле, уверенно идет в тупик, если не в пропасть.
Но что-то не видно альтернативных предложений, как исправить положение.
Каждая из трех сторон (автор, издатель, читатель) винит во всех бедах кого угодно, только не себя.
На мое субъективное ИМХО, как раз издатели виноваты больше всех.
Вторыми в списке - авторы. Ибо большая их часть раньше сознательно соглашалась идти на поводу у издателей. А как припекло (гонорары упали, перспективы издаться оказались призрачны), так стало появляться все больше возмущенных высказываний, как их зажимают, требуют невыполнимого, да еще и платить не хотят.
В самом большом проигрыше читатели. Прилавки завалены одноразовым чтивом, качество оформления книг ниже плинтуса... Результат закономерен, голосование рублем показало приоритеты - пираты фор евер.

Но есть ли "свет в конце тоннеля"? (тм)
На мой взгляд, есть, и вариантов проглядывается несколько.
Но в качестве преамбулы хотелось бы процитировать (еще раз) Бориса Куприянова:

"(корр.) — А не ждете ли Вы помощи со стороны государства? Худо-бедно какие-то другие отрасли государство поддерживает, а здесь даже разговоров об этом нет.

БК. — А зачем им поддерживать? У нас чтение умирает, люди нам читающие не нужны. С другой стороны, у нас стереотипное мышление - нормальный человек занимается колбасой или нефтью. Если не получилось с колбасой, ну куда податься еще? Ну, он пойдет заниматься книгами. Бизнес такой неприятный, долгий, деньги долгие, неудобно. Чего его поддерживать? Он с точки зрения эффективности неэффективен. Есть другие сферы, которые нужно поддерживать - автомобильная промышленность или какие-нибудь девелоперы. Но скоро мы придем к интеллектуальному коллапсу. То есть, не будет людей, которые могут обучиться даже по учебнику управлять буровой установкой. Пока государство смотрит на это на все как на должное.

Книжный рынок считается индикатором. Потому что если в других странах ситуация культурная является приоритетом национальной безопасности, то у нас это считается таким каким-то мелким бизнесом, по сравнению с производством, например, мебели. Есть там один серьезный игрок, а остальные все так. Это заметно по тому, как изменилось качество книги. Если вы обратите внимание, просто по тому, как издана книга, и технологически, и визуально, за последние пять лет книга в России деградировала. Обложки стали хуже, бумага стала хуже, верстаться книги стали хуже. То есть, за этим следили в 90-е, сейчас все это совершенно нарушено. Сейчас книги как объект типографского мастерства сильно деградировали, при росте цен. Я думаю, что без серьезного планирования и проектирования в этой области нас ждет серьезный культурный коллапс, всех. И не книжных продавцов, а страну в целом."
http://publishit.ru/?p=1954

Вот исходя из этих слов и будем строить схему модификации книжного бизнеса во что-то "с человеческим лицом" (тм).
Но уже в следующем посте, чуть позже сегодня.
С детства не дают покоя три загадки: Куда идет дождь? В какой тональности свистит рак? Почему "Черный квадрат" Малевича висит вверх ногами?
Аватара пользователя
Александр Ершов

 
Сообщения: 2484
Зарегистрирован: 11 окт 2014, 21:21
Откуда: Истра, Московская область.
Карма: 1557

Re: Автор vs издатель

Сообщение Александр Ершов » 10 июл 2015, 15:52

Одна из предлагаемых схем работы авторов с читателями, без зависимости от волюнтаризма издателей, проста и банальна. Отдельные элементы не раз и не сто уже предлагались, использовались с разной степенью неуспеха, поэтому делать значительное лицо и "срывать покровы" не буду. Для успеха вполне достаточно подойти к проблеме комплексно, обозначив и решив сразу несколько задач.
Заранее вынужден предупредить, что схема изначально обладает неисправимым, врожденным, т.с., по меркам современного бизнеса (извиняюсь за выражение), недостатком.
Все дела в ней необходимо вести честно и прозрачно. Поэтому господам, вроде охреневшего эдитора, горного эльфа и примкнувшим к ним (тм), лучше сразу идти... В лес, в Бобруйск, Бельгию или Перу, выбор богатый.

И еще одно "заранее". Речь пойдет о е-формате и бумаге, но, в первую очередь, именно про электронную книгу.
Обязательные условия:
А. Стороны должны быть готовы работать честно.
Б. Никто не должен ожидать немедленного пролития золотого дождя.
В. Халявы не будет!

Что требуется:
- Инвестор, готовый вложить не такие уж и большие деньги (всяко не миллионы, и рублей, а не вечнозеленых) на длительный срок (не менее, чем на полтора-два года) без ожидания немедленной отдачи - 1 штука.
- Наличие у этого инвестора штатных юристов, работающих за штатную зарплату, но с некоторым расширением круга задач - несколько штук.
- наличие у того инвестора вменяемого бухгалтера - от одной штуки.
- Авторы, имеющие готовые книги, пишущие новые, только задумывающие их - много.
- Литредакторы, корректоры, верстальщики, художники, рецензенты, готовые работать не на дядю, а на себя и автора, без некомпетентных посредников в виде "выпускающего редактора" (тм) - много.
- Читатели, готовые читать любые книги и(!) покупать их у авторов - еще больше.

Что получаем в итоге:
"Народный" литературный портал, позволяющий авторам и читателям общаться без кучи посредников, в виде админского штата традиционных издательств, отжирающего львиную долю денег из затраченных на выпуск книги.

Отступление №1.
Тут моментально скажут, что уже есть СИ, куча других площадок, где авторы выкладываются, их тексты читатели правят "не отходя от кассы" (тм) и т.д. и т.п., вплоть до продажи текстов непосредственно авторами, вообще по прямой: автор-читатель/покупатель, плюс разные Бумстартеры и им подобные К-ресурсы.
Ну да, есть такие. Только вот скажите, где вычитка проводится профессионалами, если таковые даже в традиционных издательствах стали существами из "Красной книги"? Где вам сверстают качественно, без досадных ляпов? Сами будете на грабли наступать? Не проще ли разделить обязанности? Дело автора писать интересные книги, а не вычитывать собственные тексты, пропуская досаднейшие опечатки.

То есть на портале, в первом приближении, будут следующие разделы:
1. Магазин.
2. Мастерская.
3. Бюро вакансий.
4. К-раздел.
5. Рецензионный раздел.

6. Рейтинговый раздел.

Форумы отдельных авторов не предусматриваются.

Кто есть кто на портале.
Владелец площадки, он же инвестор, он же получатель некоторого количества плюшек.
Админы.
Авторы.
Редакционные работники.
Читатели, они же покупатели.

Отступление №2.
Какова структура и схема работы традиционного издательства? Там есть: владелец(ы), директор, главред, литред (должен быть, фактически таковых не осталось в природе), худред (с ними беда, как и с литредами), корректор, верстальщик. Ну и толпа из уборщиц, секретарш, "логисток" (тм), курьеров и прочих не очень нужных людей.
Часто забывают про склад готовой продукции, манагеров по сбыту, "начальника транспортного цеха" (тм), юристов, бухгалтеров, но без них фирма работать не сможет.
Кого из вышеперечисленных можно безболезненно убрать?
Владелец. В нашем случае он только предоставляет услуги по размещению на своей площадке текстов, их доработке и продаже. На ассортимент, тематику и т.п., если они в рамках законов РФ, он НЕ влияет.
То есть первое отличие от привычной схемы: на портале НЕТ "неормата"!
Директор и главред. В предлагаемой схеме они на фиг не упали. Минусуем.
По вполне понятным причинам вся обслуга тоже не нужна.
Что делать, когда появятся бумажные книги? Хороший вопрос, но его следует рассматривать отдельно, позже. Хотя там есть вполне рентабельные решения, лежащие просто на поверхности.
Юристы и бухгалтеры - по умолчанию мы договорились, что их предоставляет инвестор.

Права и обязанности сторон.
Владелец портала (ВП) и автор (А) заключают письменный договор, согласно которому ВП дает право А на размещение текстов в "Мастерской", где их вычитывают, редактируют, снабжают иллюстрациями, верстают, а потом выкладывают в "Магазин". За свою услугу, и за предоставление счета для оплаты, ВП получает определенный процент от стоимости проданной книги.

Отступление №3.
Как сейчас распределяются суммы? По стандартному договору автор получает от 3-х до 20-и процентов от оптовой цены книги. Что вполне понятно, т.к. не он несет расходы на аренду помещения, зрп персонала, типографские, транспортные, складские и другие затраты.
На Литресе вроде чуть веселее, там, по типовому договору, автору причитается уже от 25-и до 35-и процентов от продажной цены. Хотя так и хочется спросить, а с какого паркуа Литрес берет себе до трех четвертей стоимости? За то, что конвертирует вордовский файл в форматы для ридеров и ай-фонов?
Если же книгу на Литрес предлагает издатель, то тут для автора вообще получаются смешные деньги. 3-20% от полученных издателем 25-35%!

Как предлагается "делить пирог" на портале? До 20% ВП, все остальное автору и допечатникам (литреду, корректору, художнику, верстальщику). Подоходный налог платит уже каждый сам, ВП не волнуют взаимоотношения автора или художника с налоговой службой. Дележ 80% между автором и допечатниками - тема отдельного разговора.
Договор между ВП и А должен быть максимально простым, прозрачным, исключающим двойные толкования. Одним из пунктов договора обязательно должна быть юридическая помощь А со стороны ВП в случаем появления книги у пиратов.

"Бюро вакансий", что это такое и на фиг оно нужно?
Именно там допечатники размещают свои "ТТХ", а автор выбирает, кто будет его книгу редактировать, иллюстрировать и т.д. Аналогично допечатники вправе выбирать, работать им с данным автором, или лучше послать его вежливо.

"Бюро" впрямую будет связано с "Рейтингом". Там участники процесса смогут выставлять оценки качества работы каждого из них. С некоторыми ограничениями. То есть за качество книги "АБВ" оценки ставят:
а) Автор и непосредственные участники работы над ней. С обязательным обоснование своей оценки, не менее 20-30 слов (или какого-то другого минимального объема). То есть нельзя просто так поставить -5 или +10, будь добр свое мнение обосновать.
б) Читатели, купившие(!) данную книгу в "Магазине". Опять же, с обязательным письменным обоснованием, отнюдь не в стиле "нра-не нра". Не хочешь тратить время на отзыв, значит твой голос в рейтинге того или иного автора/допечатника учитываться НЕ будет.


На самом деле, более подробная схема портала давно составлена, есть даже команда разработчиков, готовых создать стартовую версию его за вполне вменяемые деньги и в короткий срок.
От владельца портала НЕ требуется знание тонкостей книгоиздания и книготорговли. То есть любой инвестор может вложиться. А уж оценить перспективы такого подхода в состоянии любой разумный (человек или иной :D ).
С детства не дают покоя три загадки: Куда идет дождь? В какой тональности свистит рак? Почему "Черный квадрат" Малевича висит вверх ногами?
Аватара пользователя
Александр Ершов

 
Сообщения: 2484
Зарегистрирован: 11 окт 2014, 21:21
Откуда: Истра, Московская область.
Карма: 1557

Re: Автор vs издатель

Сообщение Александр Ершов » 12 июл 2015, 19:10

Цитаты от "издателя" (ник А.Махрова из "Яузы"):
[quote="Great Editor"]"Я уже стописят тыщщ раз говорил, что вся современная система реализации книг заточена исключительно под столичные магазины. Если до провинции что-то и добирается, то это результат действия не системы продаж, а отдельных энтузиастов-книгопродавцов.
И этот момент в своих планах любое московское издательство учитывает. Даже в плане отбора сюжетов - я, к примеру, не беру книги, действие которых происходит в Мухосранске."

Да не заточена сбытовая система под московские магазины. Лень вперед всех родилась.

Что касается места действия, то черноморские проливы явно не в черте МКАД, а вот надо же, книга Радова издана именно в "Яузе", и обложку с названием утверждал именно Махров, ибо значится в выходных данных как выпускающий редактор. Но тут вылезает юридическая заковыка:
Сначала Махров признает, что именно он накосячил с обложкой. Потом поясняет, в чем именно косяк:

[quote="Great Editor"]"Дык, не было там никаких гаубиц! :(
не то, чтобы не было именно Д-30 :), просто акцента на использовании придуманных ГГ гаубицах не было. Они были в первой части."

Ради интереса проконсультировался у юристов (разных). Все в один голос утверждают, что налицо сознательное введение покупателя в заблуждение, и такие покупатели могут смело подавать иски о нарушении их прав потребителя. Название взято с потолка, картинка не соответствует тексту чуть больше, чем полностью.
С детства не дают покоя три загадки: Куда идет дождь? В какой тональности свистит рак? Почему "Черный квадрат" Малевича висит вверх ногами?
Аватара пользователя
Александр Ершов

 
Сообщения: 2484
Зарегистрирован: 11 окт 2014, 21:21
Откуда: Истра, Московская область.
Карма: 1557

Re: Автор vs издатель

Сообщение Римма » 12 июл 2015, 19:18

Александр Ершов писал(а):Да не заточена сбытовая система под московские магазины. Лень вперед всех родилась.

Подтверждаю! АСТ, "ЭКСМО" и "Альфа-книга" представлены в ассортименте даже в нашей глухомани. Яуза - единичными экземплярами. В то время, как на московских развалах типа "Всё по 30" замечены книги "Яузы", попавшие туда явно после того, как их не смогли реализовать через торговую сеть. Вот такой вот выверт книготорговли. :(
Нет повести печальнее на свете,
Чем... нет, не про Ромео и Джульетту,
И даже не про спирт без закуси,
А сага про мышей и кактусы.
(В. Тимофеев)
Аватара пользователя
Римма

 
Сообщения: 1464
Зарегистрирован: 08 окт 2014, 20:25
Откуда: Тамбов
Карма: 2197

Re: Автор vs издатель

Сообщение Иркуйем » 13 июл 2015, 18:17

Самара, конечно, из-за своей величины не показатель, но в принципе, продукция большей части крупных издательств в наличие
Аватара пользователя
Иркуйем

 
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 17 ноя 2014, 12:02
Откуда: Мариуполь
Карма: 292

Re: Автор vs издатель

Сообщение Римма » 13 июл 2015, 20:02

Иркуйем писал(а):Самара, конечно, из-за своей величины не показатель, но в принципе, продукция большей части крупных издательств в наличие

А я о существовании такого издательства "Яуза" - только от пиратов узнала, когда они их военно-историческую фантастику в 2011 выложили. :D
Нет повести печальнее на свете,
Чем... нет, не про Ромео и Джульетту,
И даже не про спирт без закуси,
А сага про мышей и кактусы.
(В. Тимофеев)
Аватара пользователя
Римма

 
Сообщения: 1464
Зарегистрирован: 08 окт 2014, 20:25
Откуда: Тамбов
Карма: 2197

Re: Автор vs издатель

Сообщение Иркуйем » 16 июл 2015, 13:12

Я в Киеве еще когда служил, в 2005, пару раз покупал их книги)
Аватара пользователя
Иркуйем

 
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 17 ноя 2014, 12:02
Откуда: Мариуполь
Карма: 292

Re: Автор vs издатель

Сообщение Римма » 16 июл 2015, 14:51

Я может и раньше их видела, но внимания как-то не обращала. Книг до указанного периода точно не покупала))
Нет повести печальнее на свете,
Чем... нет, не про Ромео и Джульетту,
И даже не про спирт без закуси,
А сага про мышей и кактусы.
(В. Тимофеев)
Аватара пользователя
Римма

 
Сообщения: 1464
Зарегистрирован: 08 окт 2014, 20:25
Откуда: Тамбов
Карма: 2197

Пред.След.

Вернуться в Мастерская начинающего автора

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12