Вот что я надумал.
Книга будет называться "Детские игры".
Первая, уже выложенная здесь часть - "Дебют".
Вторая, которую начинаю сейчас выкладывать - "Миттельшпиль"
А третья - "Эндшпиль".
Для тех кто не в курсе - дебют, миттельшпиль и эндшпиль - три стадии шахматной партии: начало, середина и конец, соответственно.
А теперь переходим к миттельшпилю.
Часть 2
Миттельшпиль
Транзакция первая- О состоянии дел в Мухосранске доложит господин Комзин. Слушаем Вас, Валентин Александрович.
Управляющий мухосранским отделением сети магазинов «Гривенник», встал, прокашлялся, выигрывая время, и еще раз обвел взглядом присутствующих. Легче не стало. Ни Мухортов, ни Тихушин никуда не делись. Первый – областной управляющий, второй – столичное начальство, директор по региональным продажам. Оба могут уволить Комзина одним словом. Тем паче, Тихушин славится умением принимать решения быстрые и жесткие. Да и для остальных Валентин Александрович – мелкая сошка из «какого-то там Мухосранска». Юристы, бухгалтера, экономисты. Сплошь областные и столичные. С Москвы, правда, не Главные, а замы, но от этого не легче. Сеть всю страну покрывает, большинство райцентров и одного спеца из центра никогда не увидят, а вот Комзину довелось много и сразу. В собственном кабинете, где ему сегодня нашлось местечко на противоположном собственному креслу торце стола. Но что делать. Сам настаивал на комиссии, не слышат в высоких кабинетах Столицы вопиющий глас из Мухосранска. Докладные и объяснительные не читают, а в отчетах только конечными цифрами интересуются. А они катастрофические! Вот с этого и начнем.
- Последние четыре года объемы продаж нашей сети в Мухосранске неуклонно падают, - произнес Комзин, глядя на Тихушина. – Причем темпы падения растут. Первоначально мы думали, что дело в успешных действиях конкурентов, - на внутреннем сленге «Гривенника» конкурентами называли исключительно федеральные сети, местных бизнесменов никто всерьез не воспринимал, - и приняли соответственные меры. Когда это не помогло, занялись детальным изучением ситуации. Открылась крайне неприятная картина, - Валентин Александрович сделал паузу. – У конкурентов дела идут еще хуже. Мы, всё-таки, считаемся дешевой сетью.
На самом деле ценами «Гривенник» принципиально не отличался от «Магнита», «Перекрестка» или «Пятерочки». Да и как он мог отличаться, если всё было согласовано на самом верху. Самый дешевый хлеб – в «Гривеннике», колбаса – в «Магните», масло – в «Елисейском». Разница цен в пределах пяти процентов. Всё на уровне, недоступном мелким магазинчикам. Периодически соотношения меняются в соответствии с утвержденным планом. Оно и понятно, какой смысл валить цены, сцепившись в ценовой войне. Больше не продашь, только выручку уронишь. Проще договориться, а конкуренцию сводить к маркетинговым операциям. Во всем мире так делают: федеральным сетям – прибыль, мелким бизнесменам – тяжелый труд по сведению концов с концами, а конечному потребителю – роль дойной коровы. Чай, в постиндустриальном обществе живем, в период глобализации.
Про всё это Валентин Александрович не рассказывал. Высокое собрание прописные истины знает лучше директора филиала. Рассказывал про то, что сбилось в Мухосранске.
На первое падение продаж он отреагировал достаточно быстро и стандартно: усилил рекламу. Пусть она работает далеко не так эффективно, как в первое постсоветское время, но всё-таки… Не помогло. Провел плановую распродажу, которая неожиданно провалилась. Не то, чтобы обороты совсем не увеличились, но по сравнению с ожиданиями…
Тогда провели серьезную проверку. И выяснили, что большинство мелких магазинчиков Мухосранска принимают, кроме денег, подарочные сертификаты некоей организации. В то, что выручка в этих самых «мымриках» в разы превосходит рублевую, Валентин Александрович не поверил. Тем паче, новой сетью, пусть даже и городского масштаба, не пахло. У каждой лавочки свой хозяин, примет объединения не видно, цены явно не согласованные.
Больше внимания Комзин уделил товару под знаком «Сделано в Мухосранске». Опытный взгляд торговца сразу уловил и отменное качество, и прекрасный ассортимент, и невысокие цены. Методы борьбы с подобными шуточками у «Гривенника» имелся. Выйти на производителя, сбить цены, козыряя объемами закупок… Вот тут Валентина Александровича ждала первая неожиданность. Причем, двухсторонняя. Собственное начальство категорически отказалось закупать новый бренд. Нет, на Мухосранск – пожалуйста. Но за его пределами…
- Ты соображаешь, что говоришь? – ревел в трубке бас Мухортова. - По всей стране торговать фигней из Мухосранска! На которой происхождение словами написано! Да меня Москва в три дня уволит! С тобой за компанию! У Вас популярно? Вот и торгуй в пределах своего бюджета!
Самостоятельный бюджет у городского «Гривенника» был несопоставим с областным и, тем более, российским. Но и не мал. Да и необязательно рассказывать производителю все нюансы. Пусть мечтают. Такими покупателями, как «Гривенник», не разбрасываются!
Оказалось, разбрасываются! Искомый товар производило полгорода. Каждый своё, естественно, но в сумме десятка три предприятий самой разной направленности. И ни одно не дало согласия на продажу. Нет, с «Гривенником» работать готовы, точно такую же продукцию поставлять – пожалуйста! Но без надписи. И без кое-каких добавок, авторские права на которые находятся у владельца бренда. Купите у него лицензию… Те «добавки», которые успели углядеть люди Комзина, имели определяющее значение. Убери-ка из еды соль! Никаких сомнений что те, что не увидели, из той же серии.
Общение с владельцем бренда не задалось с самого начала. Видимо, и не могло задаться. Небольшой аккуратный офис, неприлично молодой персонал и жесткие выставленные условия. В смысле сумма с таким количеством нулей, что Валентина Александровича чуть удар не хватил: годовая прибыль городского «Гривенника» была куда скромнее. Но внешне потрясение не отразилось, глава городской сети умел держать удар.
- Татьяна, Вы хотите сказать, то подобные суммы выплачивают мелкие магазины? – деланно удивленно спросил Комзин.
- Нет, - улыбнулась явно несовершеннолетняя девчонка в рваных джинсах и кожаной жилетке. – У нас дифференцированный подход к клиенту. Кто больше продает, тот больше платит. Делиться надо, - девочка улыбнулась столь плотоядно, что на Валентина Александровича пахнуло подзабытым ароматом «лихих девяностых».
Решение, конечно, было. Заказать в другом городе подобную продукцию… Может, эта соплячка судиться с «Гривенником» будет? Со столичными юристами, на таких делах сожравших не одну собаку, а целый питомник. Ну-ну… И ведь чуть не сделал эту глупость. Но бог миловал! Не успел Валентин Александрович. Прогремело по городу дело «8В» против «Metro», и решением суда четвертая в мире сеть выплатила этой самой «соплячке» таку-ую компенсацию! Именно за подделку бренда «Сделано в Мухосранске».
Комзин лично встретился с руководителями коллег-конкурентов. Кроме «метрошника», конечно, тот передавал дела новому управляющему. В остальных сетях царили паника, разброд и шатание. «Ашан» готовился разделить участь «Metro», еще двое безуспешно пытались достигнуть мирового соглашения, остальные благодарили бога и богов, что не успели вляпаться.
- Понимаешь, Валя, - говорил Сема Еськов, директор «Копеечки» и старый приятель Комзина. – Сидит напротив тебя сопливая мокрощелка, и гвоздит статьями из кодексов. И возразить нечего, потому как она знает, что права. А рядом такой же щегол выворачивает руки по финансам. Я уже в лоб: «Помилуйте братцы, меня же за такие траты уволят без выходного пособия». А они: «Мы Вас в «Мухосранский мымрик» товароведом возьмем. С голоду не помрете». Откуда они взялись, Валя? У меня же внуки всего на пару лет моложе этих живоглотов! Нельзя же быть такими меркантильными…
- Ну и попроси внука замолвить словечко, - в сердцах бросил Валентин Александрович, не подозревая, что дает другу на редкость полезный совет, в результате которого тот в конечном итоге оказался в том самом «Мухосранском мымрике», но не товароведом, а заместителем директора и без особых претензий со стороны старого работодателя. Сам же Валентин Александрович получил еще одну привязку. Тот самый магазинчик, чьими подарочными сертификатами пользовались, как платежным средством.
Но и это всё Комзин сегодняшнему собранию рассказывал коротко, можно сказать, пунктирно. Много уже докладных писал. А вот дальнейшее…
Дальнейшее называлось словом «мымрик». И подарочным сертификатом оказалось только формально. Мымрики больше всего напоминали деньги. Ими выдавались зарплаты, оплачивались покупки, их одалживали, перехватывали до получки, покупали и продавали. Всё в наличном виде. Безналичных «фантиков» не существовало, открыть мымриковый счет было нельзя даже в недавно созданном «Мымрикбанке», где они имелись в обменном пункте, причем без маржи, курс продажи и покупки совпадал! Но даже необходимость возить «наличные» вместо давно привычного и быстрого электронного перевода не останавливало предприятия во внутригородских расчетах. Мымриковый оборот в Мухосранске в разы превосходил рублевый. По сути, рубли использовались только при выходе за пределы города и в сетевых магазинах, оборот которых постоянно падал: конечный потребитель предпочитал платить в мымриках, поскольку мымриковые цены всегда оказывались ниже рублевых, с запасом съедая преимущество федеральных сетей. Настолько снизить цены своей властью Комзин не мог, стать инициатором ценовых войн с конкурентами директору «Гривенника» не улыбалось.
Вот это и докладывал Валентин Александрович высокому руководству, немало обеспокоенному как падением продаж, так и паническими докладными руководителя подразделения. Единственное, о чем Комзин предпочел умолчать, была история появления мымриков, выуженная из внука старого товарища и подтвержденная из независимых и весьма серьезных источников. Несмотря на подтверждения, не хотелось прослыть фантастом или шизофреником.
Выход из положения Валентин Александрович видел, но без одобрения сверху реализовать его не мог, да и не стремился: не хотелось становиться крайним. А в одобрение управляющий не поверил ни на минуту. Даже когда узнал о приезде долгожданной комиссии.
- Вы это всё серьезно? – прогудел Тихушин. – За деньги народ не покупает, а за какие-то фантики покупает? То есть, понятно, что покупает за фантики, но люди добровольно берут ими зарплату?
- Извините, Никита Сергеевич, - опередил Комзина Мухортов, - но факт! Эта зараза уже и в область проникла. Несколько магазинов принимают эти бумажки.
- А где их берут покупатели?
- Сейчас многие в Мухосранск на заработки ездят. В районе не хватает рабочей силы…
- Так кризис же в стране, - столичная власть непонимающе уставилась на областную. – Безработица…
- Это в стране кризис, - пояснил Мухортов. – В области, опять же. А в Мухосранске – нет. Ни безработицы, ни перезатоваривания. Мне Валентин Александрович очень убедительные цифры предоставил. Да они и у Вас есть.
- Но продажи-то падают!
- У нас – да. И у конкурентов. Но те, кто ввел в оборот эти мымрики, явно в прибыли.
Тихушин мрачно уставился на собственную руку, выбивающую барабанную дробь из столешницы.
- Кто они?
Отвечать на этот вопрос Комзину не хотелось. Честно отвечать. Врать – тоже. Но старый торговец всегда найдет выход из положения.
- Точно неизвестно, - осторожно сказал он. – На поверхности какие-то юнцы, поголовно несовершеннолетние. Но вот кто стоит за ними?.. Родителей и близких родственников проверили – не тот контингент. Словом, непонятно…
- Плохо… - пробурчал Тихушин. – Надо бы найти. Всегда дешевле стукнуть по человеку, чем по бизнесу. Но раз нет… Значит так! Торговать за фантики мы не будем! Тем более, за чужие. Свои выпустить можно, но больно возни много. Попробуем иначе. Снизим цены. Процентов на пятнадцать. Даже на двадцать. Чтобы за эти самые мымрики точно дороже обходилось. С конкурентами согласуем, они поддержат. И подключим… Сергей Афанасьевич, как думаешь, кто тут по теме?
- Налоговую, - мгновенно отозвался областной начальник отдела экономической безопасности. – Можно еще ОБЭП, но вряд ли. Нет тут состава преступления. Ну и Роспотребнадзор. В отличие от ментов, там всё схвачено.
- Что ж вы так, - Тихушин укоризненно взглянул на Мухортова. – Ментов надо в первую голову!
- Пока Серафимович на месте – не выйдет, - вздохнул тот. – С ним и Ваши, Никита Сергеевич, справиться не могут!
- Серафимович… - Тихушин сделал вид, что вспоминает. – Да, неприятная фигура… Бог с ним. Теперь отдел маркетинга. Как МММ в 94-ом валили, помните? Вот и обеспечьте! Компанию в прессе, депутатские запросы, прочую лабуду… Чтобы эти мастера в своих мымриках задохнулись! А как до уголовного дела дойдет – щенки сами хозяина сдадут. Тогда и поговорим с этим гением… Ладно, на сегодня всё! Детали по ходу действия. И вот что, ты, Валентин Александрович, местный, но не твой это масштаб. Так что, ты на торговле останешься, а для самой операции я человечка пришлю. Слушать будешь, как меня.
Комзин согласно кивнул. Понятное дело, не хочет столичное начальство делиться славой от разгрома свежеиспеченного конкурента. В общем-то, Комзину это и не надо. Почему-то его больше волновало, кто окажется крайним при противоположном исходе противостояния. Оно ведь на войне не только победы случается. А поражения бывают такие, что товароведом в «Мухосранский мымрик» - за счастье покажется…