Я - был! Записки лишнего человека

Модераторы: ХРуст, Александр Ершов, ВинипегНави, HoKoNi

Я - был! Записки лишнего человека

Сообщение Старый империалист » 22 дек 2018, 22:33

Я вспоминаю… Я вспоминаю паровозы, те, которые навсегда остались в далеком прошлом. Те, которые были анахронизмом даже в годы моей юности. Они, чёрные, большие, дышащие паром и отрыгивающие чёрный, кислый дым, те, которые изменили мир, и ушли…
Мой отец был помощником машиниста на одном из них. «СО», — «Серго Орджоникидзе», к облегчению моего папы, переведенный на мазут вместо угля. Да, к неимоверному облегчению. Ведь уголёк в топку кидал помощник машиниста, а не кочегар. Кочегар только подкидывал антрацит из тендера на пол кабины. А дальше… «дверь топки привычным толчком отворил и пламя его озарило…» И тут уже требовался ум, и опыт. Раскидать уголь по колосникам, не допустить образования свода, не сбить горение… Да-а-а, надо знать, как кидать. Так вот батя знал, но мазут был лучше, его кидать не требовалось.
Я не помню паровоз, слишком маленький был, только на фотографии я вижу гордого отца со мной на руках, стоящего возле добродушно пыхающего паром гиганта. Он был добр к малышам, чёрный, огромный со сверкающими буквами на кабине машиниста. Говорят, он осторожно покатал меня, и даже гордо просвистел, когда моя ладошка легла на полированную мозолистыми руками ручку сигнала. Отец ушёл с железной дороги, не дожидаясь, пока старенький «СО» отправится в отстойник, и на разделку, а я навсегда запомнил тот будоражащий воображение запах паровоза.
Они были… Они были прекрасны, и даже наша последняя встреча не разочаровала меня. Я ехал в армию, и наш эшелон степенно колесил по просторам Казахстана. И там, не знаю где, я увидел отстойник паровозов. Это было нескончаемое зрелище молчаливых динозавров, с заваренными металлом кабинами, с облезшей красной краской на колесных парах, с давно погасшими топками. Они стояли, провожая слепыми прожекторами деловито спешившие тепловозы, они молчали. Но в молчании слышалось: «Будьте спокойны, мы не подведём. Живите, работайте, и знайте, мы встанем, если всё будет плохо. На угле, на дровах, да хоть на кизяке, мы встанем в строй, когда никто и ничего не сможет работать. Мы вытащили на себе несколько войн, вытащим любую беду. Мы — были! И живите мирно, люди. Чтобы не пробуждаться нам от нового сна, чтобы не было беды!» Мы ехали мимо них целый день, и потом молча разошлись по койкам. Мы уехали дальше, а они остались дремать на путях, и сон их медленно перерос в огненную смерть в мартене. Они были, а мы — есть. Но навсегда я запомнил их гордое молчание, их спокойную уверенность в своих силах. Они — были, и Слава их Величию!
Старый империалист

 
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 07 ноя 2014, 12:04
Откуда: Беларусь, Мозырь
Карма: 90

Re: Я - был! Записки лишнего человека

Сообщение ВинипегНави » 22 дек 2018, 22:43

Я был маленьким, а потому не могу вспомнить, где именно, но это точно было между Красноярском и Иркутском - мы проезжали целый час мимо такой стоянки паровозов.
Хорошо написано - прям воспоминания накатили!
-----
Ну и я сейчас для своих дочек ещё бронепоезд, а на самом деле уже тот же паровоз - надежный, но пора вставать на запасной путь. :cry:
"Собака - друг человека, а критик - враг человека, хотя тоже СОБАКА." Неизбалованный читатель.
Аватара пользователя
ВинипегНави

 
Сообщения: 1914
Зарегистрирован: 13 фев 2016, 21:39
Откуда: Новосибирск
Карма: 2614

Re: Я - был! Записки лишнего человека

Сообщение Старый империалист » 22 дек 2018, 23:16

ВинипегНави писал(а):Я был маленьким, а потому не могу вспомнить, где именно, но это точно было между Красноярском и Иркутском - мы проезжали целый час мимо такой стоянки паровозов.
Хорошо написано - прям воспоминания накатили!
-----
Ну и я сейчас для своих дочек ещё бронепоезд, а на самом деле уже тот же паровоз - надежный, но пора вставать на запасной путь. :cry:

Не спешите. Запасной путь всегда заканчивается тупиком.

Видишь, крошка, сгорел закат.
Видишь, крошка, у самого неба
МАЗ трехосный застрял в грязи?
© М. Анчаров


Они были добры ко мне. Многотонные стальные создания человеческих рук были добры к человеческому детенышу. Что паровоз, что «МАЗ», добродушно позволяли детским ручкам прикасаться к пыльному металлу, заботливо убирая из их досягаемости смертельно опасные детали. Они были добры, и на всю свою жизнь я полюбил этих массивных железных зверей.
МАЗ-200… Я люблю этот, давно исчезнувший с дорог, массивный грубый грузовик. Как ревел его дымный дизель на затяжных подъемах… Как жарко было в его деревянной кабине, и как радостно прыгал пятилетний мальчишка, крепко державшийся на металлический поручень. Ну не мог я усидеть на здоровущей седушке, просто не было за что держаться. Улыбался, такой молодой отец, напряжено крутя огромную «баранку» руля. Бугрились мускулы на покрытых потом руках, и восхищено смотрел юный сын за таким большим, сильным папой. Гидроусилитель? А что это такое? Папа большой, он справится. Жаль, нет рядом мамы, она в больнице. Говорят, что скоро купит сестренку, плохо, братика не хватило. Ну ничего, пусть будет сестренка, мы с папой на «МАЗе» за ними заедем. Но потом. А сейчас, мы работаем! «МАЗ» глухо зарокотал на холостом ходу, спускаясь с холма. Крепко тряхнуло на очередной выбоине, из пустого кузова донеслись нечленораздельные междометия грузчиков. У семитонки рессоры работали только при полной загрузке, а при пустом кузове… Я летал в кабине, как шарик в погремушке, а уж в кузове… Да-а-а… Когда мы приехали, мужики минут пятнадцать отлеживались в тени, приходя в себя. На очередном подъеме нас быстро обошёл сверкающий на солнце своей чернотой «ЗИМ», но трудяга «МАЗ» проигнорировал красавца. Это ты здесь форсишь, а возьми семь тонн, да пройди, пусть по сухой, но степи. Что смогёшь? То-то… А посмотри на «МАЗов», что тянут за собой полуприцепы, днём и ночью, по всем дорогам.

…Все трасса, трасса
Да осенних дорог кисель,
Как мы гоним с Ростова мясо,
А из Риги завозим сельдь. © М. Анчаров


Всё уходит в прошлое, и все «МАЗы» уже прошли огненное перерождение в мартеновских печах, но я помню их. Я помню их добродушное ворчание, их наряженный рык на подъемах, я помню. Не сложилось у меня, покрутить «баранку», но остались песни, которые я иногда мурлыкаю:

Земля нам пухом, когда на ней лежим
Полдня под брюхом — что-то ворожим.
Мы не шагаем по росе —
Все наши оси, тонны все
В дугу сгибают мокрое шоссе © В. С. Высоцкий
Старый империалист

 
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 07 ноя 2014, 12:04
Откуда: Беларусь, Мозырь
Карма: 90

Re: Я - был! Записки лишнего человека

Сообщение Старый империалист » 23 дек 2018, 10:14

Бывают ли злые машины? Да, они тоже были. На всю жизнь я запомнил мою обидчицу, «Татру». Сначала она мне понравилась, милая закругленная мордашка, тёплая, уютная кабина. Да и ездила она смешно, когда пустая. Задние колеса подбирались внутрь и, казалось, что она крадется на цыпочках. Чешка, одним словом. Относился я к ней как к девчонке, и как-то раз, она мне устроила поистине женскую месть. Отец приехал на обед, и я выпросил у него разрешение посидеть в машине за рулём. Дал честное слово, что бибикать не буду, и пригласив друга, радостно побежал на улицу. Но она была холодна и жестока. Она не пустила нас в кабину! Мы просто не достали до ручки открывания дверей. На обычном МАЗе или даже ЗиЛе, можно было стать на подножку и, повиснув на массивной ручке, обеспечить себе проход. А у этой иноземной красотки подножка была внутри кабины!! Долго мы прыгали у недоступной «Татры», пока отец не пришёл. Улыбнулся, посадил в кабину и прокатил до поворота. Вот так, в первый раз я узнал о женском коварстве.
P.S. Да, и только сейчас понял весь женский обман! Пятьдесят лет я считал, что она была "шестьсот тринадцатая", но полез в инет, для перестраховки… Врала она!! "Сто сорок восьмая"!! Одним словом, татра! О, щенщины!!!
Старый империалист

 
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 07 ноя 2014, 12:04
Откуда: Беларусь, Мозырь
Карма: 90


Вернуться в Наши воспоминания

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron